Логотип Идель
Кем быть?

Эдуард Учаров: «Недержание поэтических текстов – распространенный диагноз»

Нужна ли поэзия в мятежном ХХI веке? И если нужна, то какая? Вечная «любовь-морковь» или резко актуализировавшийся Маяковский с его «я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»? Знаменитый поэт Эдуард Учаров против подобной категоричности, утверждая, что настоящая поэзия может быть любой. Главное, чтобы стихи были написаны по-настоящему талантливым человеком. А еще ему нравится сам процесс рождения стихов, который, по его мнению, является доброй магией, а также «чтение» лиц и деревьев. Не любит творческого недержания.

- «Не сотвори себе кумира» - это о вас? Или кумиры все-таки нужны, особенно творческим людям? А у вас они есть?

 

- Библия врать не будет, мне кажется. Предостережение хорошее. В любом деле желательно обойтись без фанатизма, без крайней степени обожания. Однако, по молодости, когда знакомишься с произведениями поэтов-титанов, избежать таких соблазнов крайне сложно. Я влюбился в Хармса, и пришлось полюбить литературу. Узнал Заболоцкого периода «Столбцов» и попробовал писать сам. Смаковал рифмы Сельвинского и Маяковского и заинтересовался технической частью стихосложения, русской силлабо-тоникой. Болел ранним Пастернаком и поздним Мандельштамом, очаровывался Бродским и Кузнецовым…

Процесс копирования и подражания великим – достаточно важный этап для собственного творческого и технического роста. Главное, чтобы хватило ума и таланта взять у любимых предшественников всё лучшее, переработать в себе и пойти непроторенной дорогой.

 

- Вы - известный поэт, что называется, с именем. Поэтому авторитетно сможете сказать: поэзия сегодня, в ХХI веке, нужна? И если да, то какова ее роль, функция, задача? Или стихосложение прекрасно самим процессом?

 

- Для меня поэзия – это волшебство, добрая магия. Нужно ли волшебство в ХХI  веке? Думаю, что очень. Даже более, чем в предыдущее века. Пока читают стихи и поэзия кому-то нужна, мы с вами всё ещё живы, уж извините за пафос. Вот в этом и заключается главная роль, функция и задача поэзии – очеловечивание людей. Непревращение нас в машины и нейросети.

 

- А у вас лично какие отношения с поэзией? Что вас побуждает написать то или иное стихотворение и даются ли вам стихи с творческими муками или они «льются как песня»?

 

- У меня с поэзией очень интуитивные отношения, иногда взаимные. Без поводов, мотивов и рациональных объяснений. Творческие муки очень приветствуются. «Литься песней» – звучит подозрительно. Недержание поэтических текстов – достаточно распространённый диагноз во все времена, поэтому выражение: «Если можешь не писать – не пиши!» – вполне актуально.

 

- Про писателей, особенно успешных, часто говорят, что главное качество, которым должен обладать прозаик – усидчивость, скажем так. То есть в знаменитой формуле «труд-творчество-талант» труд справедливо поставлен на первое место.  С поэтами так же? Или стихи приходят во сне, условно говоря, по пути в магазин, во время общения с друзьями?

 

- Думаю, что труд на первое место поставлен несправедливо. И в прозе, и в стихах на первом месте всегда талант. Как им распорядиться и с какой периодичностью – вопрос уже второй. Поэтому на втором месте труд выглядит более симпатично. А то ведь: «заставь дурака молиться – он и лоб расшибёт!»

У меня стихи приходили когда угодно и где угодно, без видимой на то причины, не спросясь. Сейчас не приходят. Стихи нужно заслужить, а я провинился, видимо. Иногда тексты писались почти целиком за один присест, иногда долго дописывались построчно, всегда по-разному.

Важно действительно различать мгновения поэтической эйфории, когда строки могут литься на бумагу сплошным потоком, и последующую кропотливую работу над каждым словом в стихотворении, когда идёт окончательная отделка.

 

- У вас есть цель как у поэта?  Что, на ваш взгляд, в поэзии самое важное?

 

- У поэта, наверное, одна цель – написать хорошее стихотворение. Собрать единственно верные слова в самый правильный и честный порядок. Реализовать свой потенциал. Оправдать смысл существования. Для этого необходим постоянный творческий рост и виртуозная техническая оснащённость автора. Очень важен безупречный вкус, литературная эрудированность, собственное поэтическое мироощущение и восприятие, свой угол зрения, искренность и величие сердца.

 

- Тяжелые для страны времена всегда окрашены произведениями гражданской поэзии. Сегодня можно сказать про творческий люд Казани и республики, что они «к штыку приравняли перо»? Лично вам такого рода поэзия интересна?

 

- Мне интересна любая поэзия, если это поэзия, а не рифмованные штампы на потребу публики или дня. Гражданская лирика – особый и сложный жанр со своими законами.   Даже известный и талантливый поэт может просто не уметь об этом писать. Однако в истории русской поэзии известно немало шедевров на гражданскую или военную тематику. Как, что и писать ли об этом вообще – для автора всегда глубоко индивидуальный, осознанный и выстраданный выбор. За каждое написанное слово он отвечает перед самим собой, Богом и людьми. Меня так учили.

 

- Вы – член Союза писателей РТ. А зачем в ХХI веке вступать в различные общественные организации «по интересам»? Что это дает?

 

- В нынешнее время, по сравнению, например, с государственной поддержкой писателей во времена СССР, это мало что даёт. Но вариться в собственном соку для писателя, наверное, ещё хуже. В профессиональной среде, «среди своих», очень ценно, прежде всего, общение и творческая атмосфера. Участие в совместных проектах и вечерах под эгидой СП, консультации специалистов, информационный сайт – всё это тоже немаловажно.

Опять же последние новости обсудить: литературные скандалы, дрязги, интриги, поплевать друг в друга – жуть как интересно, когда не пишется…

 

- В этом номере «Идель» публикует ваше прозаическое произведение «Каменев идет умирать в Сосновую рощу…». Вы прозой балуетесь или это так же серьезно у вас, как поэзия, которая вас прославила?

 

- Проза, говорят, совсем другие мозги, иное мировоззрение… От лирики – ближе к эпосу. Смерть интуиции и торжество холодного расчёта. Но есть такое понятие, как «проза поэта». Какие-то лирические миниатюры, экспрессионистические зарисовки, словесно-игровые этюды, наброски, каркасы, скелеты, кактус за окном…

Это все про мою новую книжку. Каменев пошел умирать в ХIХ веке, да не умер, мучается теперь в библиотеке на полке. Баловство, скажете? Да, баловство. Но что есть серьезнее баловства?..

 

- В Казани есть весьма известное ЛИТО (литературное объединение – ред.) «Калитка», которым вы руководите. Для чего вы открыли «Калитку» и считаете ли другие казанские ЛИТО конкурентами, если, конечно, в таком вопросе существует понятие конкуренция?

 

- Казанское литературное кафе («Калитка») – это литературная площадка Центральной библиотеки. Меня пригласили поработать, и я с энтузиазмом согласился. За шесть лет наша «Калитка» стала достаточно известным местом для писателей как у нас в республике, так и в России. Мы проводим ежегодный Международный конкурс «Хижицы», готовим книжные сборники стихов и прозы собственной библиотечной серии, приглашаем с выступлениями российских и зарубежных поэтов, художников и музыкантов и работаем над многими другими культурными проектами. Кстати, с журналом «Идель» у нас был совместный проект по созданию творческих фотопортретов известных казанских литераторов. Они до сих пор являются основой декора «Калитки».

Уже на базе литературного кафе мы создали в этом году поэтическую лабораторию «ЛабУч», где каждый вторник в 18.00 любой пишущий автор может прочесть и обсудить свои тексты. Это прекрасный шанс для молодых авторов заявить о себе и плодотворно поработать над своими произведениями.

А чем больше ЛИТО в Казани – интересных и разных, тем лучше и полезнее для всех нас. Ни о какой конкуренции в этом отношении не может идти речи, конечно же.

 

- Кого вы читаете с интересом? Какие писатели-поэты вам близки по духу и смыслам, какие вам просто нравятся своим индивидуальным способом общения со словом?

 

- Я человек пешеходный, люблю по лесам заказанским бродить и деревья с птичками читать. Это очень интересное занятие. Если в городе – то по паркам читать лица прохожих или реки прочитывать очень люблю: Казанку и Волгу, особенно её волшебный правый берег. Книги тоже читаю, но редко, больше перечитываю. Поэтических текстов читаю больше и чаще, потому что необходимо ориентироваться в современной поэзии. Доброй магии всё меньше. Это печально. Иногда совсем отчаиваюсь, и кажется, что литература – всего лишь литература, а настоящая жизнь чудесней и неповторимей. Так ли это? Не знаю.

 

- Поэзия – это врожденный дар или складывать стихи, которые попадают в душу читателю, можно научиться?

 

- Это врожденный дар, который нужно постоянно развивать. Можно и без особого таланта научиться техническим навыкам производства поэтического текста, только будет ли это поэзией? Попытки были. У Гумилева, например, с его «Цехом поэтов».

Кстати. Один природный талант без технических навыков поэтического ремесла – тоже не лучшая альтернатива.

 

- Что бы вы посоветовали юным дарованиям, решившим пойти в поэты?

 

- Внимательно перечитать интервью и пойти на «ЛабУч» к нам в «Калитку» для начала. Дальше разберёмся.

 

- Есть ли у вас ваше же любимое стихотворение?

 

- Любимое стихотворение не может быть написано никогда. Поэт всегда пишет текст, даже когда уже умер.

 

Теги: Проза литература Татарстан

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев