Логотип Идель
Интервью

Казанский ракурс Родченко. Европейское турне

27 ноября Publik art проект «Родченко. Арт революционер из Казани» будет выставлен в Париже. Свой тур по европейским столицам проект начал в День России. 12 июня экспозиция открылась в Русском Доме науки и культуры Берлина и произвела фурор, 25 сентября – в Варшаве.

Publik art проект «Родченко. Арт революционер из Казани» представляет собой переосмысление идей великого революционера от искусства в современной России Александра Родченко. Проект является симбиозом самых активных и популярных видов искусства XXI века, с которыми человек сталкивается ежедневно: мода, фотография, архитектура, музыка, театр, кино. В выставочном пространстве представлены тематически сформированные арт-инсталляции и fashion-коллекции, основанные на оригинальных работах Родченко, с сопровождением аудиогидов. Единая концепция визуализации выставочного пространства дает полное представление о роли героя проекта – Александра Родченко – в развитии искусства начала ХХ века и интернациональной востребованности его идей в современности.

Этот культурный дизайн-мост длительностью в 100 лет дает возможность раскрыть идею проекта: найти вдохновляющие параллели между работами Родченко, идеями русской революции в искусстве и выразительными способами современного искусства во многих его воплощениях.

Идея Publik art проекта «Родченко. Арт революционер из Казани» принадлежит знаменитому казанском дизайнеру одежды Екатерине Борисовой. Воплотить идею в жизнь помогли директор дома моды Katya Borisova Сергей Борисов, фотохудожники Андрей Богданов и Андрей Стеклов, композитор Всеволод Сарандов. «Этот проект я придумала очень давно, как часто бывает с творческими людьми. Кто-то вынашивает сценарий восемь лет, кто-то пишет книгу пятнадцать лет. Ты этим проектом наполняешься, он обрастает подробностями. Сама идея прекрасна, но для ее ярко выраженной визуализации, необходима масса подробностей, согласований даже внутри проекта. Проект был придуман для прославления Казани и Татарстана. Мы с ним пошли в Мэрию Казани и в Министерство культуры РТ», – рассказала в интервью журналу «Идель» Екатерина Борисова.

По словам директора дома моды Katya Borisova Сергея Борисова, за основу экспозиции взяты работы Родченко: «Мы берем картину, по ее мотивам, дизайнер шьет платье, фотограф делает современные фотографии, тоже навеянные той или иной картиной или фотографией. Музыка специально написана  Всеволодом Сарандовым в стиле конструктивизма, потому что в 20-е годы и в музыке тоже был прорыв. Вот такой перформанс, и мы ушли от плоскостного экспонирования. Наш проект объемен, то есть, картины висят не на стене, а выставлены в специально разработанных фото-кубах, люди ходят вокруг, имея возможность видеть много разных арт-объемов. Это красиво». «Многие фотографии казанского фотохудожника Андрея Богданова не были сняты специально для этого проекта. Он их просто взял из своего архива, что говорит лишь о современности технологических приемов Родченко», – считает Борисова. Она также отметила: «Татарстан – невероятно интересный регион для всего мира. Потому что тут на одной улице проживает действительно многоконфессиональное общество, пьет чай за одним столом».

По словам собеседницы журнала, Министерство культуры Татарстана поддержало проект. Без помощи в финансировании перемещения проекта его было бы сложно экспонировать в европейских столицах. «Он огромный, его собирать-разбирать довольно сложно. Это некоммерческий проект. А именно паблик-арт-проект. Поэтому мы выставляемся только в тех местах, где нам могут представить необходимые площади безвозмездно», – сообщила она.

Выставка приурочена к столетию русской революции 1917 года и столетию образования ТАССР. Русская революция потрясла и самым радикальным образом изменила мир. И в том числе мир искусства. Революционная эстетика включала в себя лозунги, плакаты, знамена, наглядную агитацию «Окон РОСТА», проникла в самую глубину бытовой культуры. Мгновенно и с энтузиазмом вставшие на сторону революции Маяковский, Малевич, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Любовь Попова и многие другие художники снабдили революцию уникальным визуальным сопровождением. Классический русский авангард – феноменальное явление начала прошлого века, охватившее все области искусства: от живописи и архитектуры, дизайна и книгопечатания до театра и музыки. И откуда теперь черпают вдохновение современные мастера по всему миру, как не из русского авангарда?

Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище. В 1911–1914 учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой, с которой через два года начал совместную жизнь в Москве.

В 1914 году Родченко увлекся идеями Малевича. «Казань… В ней мое будущее…» – цитата из письма Александра Родченко. В Казани появился Родченкофутурист под влиянием тройки Бурлюк – Маяковский – Каменский. В Казани художник начал искать новые графические формы. Автор выставочного проекта считает художника культурным достоянием столицы Татарстана, незаслуженно забытым. «Существуют социальные группы, которые знают и любят Родченко. Но в Казани его знают мало. А это человек-бренд, который может принести городу огромную пользу, и с туристической точки зрения, и с точки зрения инвестиций. Он приехал в Казань молодым человеком, получил образование, и здесь произошло его становление как художника. Надо сказать, приехал он к нам не из провинции, а из Санкт-Петербурга. И он получил в Казани  то образование и те передовые взгляды на искусство в новой молодой России, которые и позволили ему примкнуть к группе Малевича–Маяковского. Разве этого мало? Если мы считаем своим Нуриева, то не считать своим Родченко – в корне неверно. Значит, на то время Казань была таким культурным центром, который мог вырастить такой талант», – считает Екатерина Борисова.

Родченко – один из пионеров русского авангарда в стиле конструктивизм, гений мировой фотографии, которого знает практически каждый. Одной из самых популярных работ мастера стал снимок «Девушка с лейкой», который получил мировое признание и в 1994 году был продан на аукционе Christie’s за 115 тысяч фунтов стерлингов. В профессиональной среде появились и совершенно новые термины – «перспектива Родченко» и «ложная перспектива Родченко». А вскоре мир узнал и о том, что такое уникальная «родченковская композиция».

Родченко — родоначальник пропаганды и рекламы в СССР в стиле конструктивизм. Он был одним из самых талантливых креативщиков первой половины XX века. Он задал новые стандарты дизайна и рекламы в мире, он разломал все представления о плакате, графике, которые были до него, и задал новый курс. Именно Родченко принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920х: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев». Родченко – автор картины аукционной стоимостью 4,5 миллиона долларов под названием «Конструкция № 95» (1919). Творчество русского конструктивиста оказало огромное влияние на современный дизайн: живопись, фотография, архитектура, плакаты, скульптура, интерьеры – вот неполный перечень направлений, которыми он занимался.

В Russisches Haus (Российский дом науки и культуры в Берлине) проект казанцев выставлялся три с лишним месяца и пользовался большой популярностью. «В Берлине Родченко просто обожают. Здесь весь  мироуклад поставлен на соблюдении договоренностей, педантичности. Немцы нам написали письмо с просьбой продлить выставку хотя бы на небольшой срок. Мы не могли продлить настолько, насколько хотели, мы продлили на восемь дней. Был  колоссальный успех. Берлин с его огромной арт-историей и тягой к искусству воспринимал эту выставку невероятно остро», – сообщила создатель проекта. «В 1919 году, когда образовали Веймарскую республику, туда приезжал Родченко с фотовыставкой. И уже тогда его залы были полны людей, которым было это все интересно. Наверное, в Санкт-Петербурге, где колыбель культуры раскачивают чаще, Родченко знают и любят больше. Это досадно и говорит о том, что мы очень заклишированы в восприятии своих бренд-персонажей», – с сожалением отметила казанский дизайнер.

Теперь казанский Publik art проект принимает Варшава, где 25 сентября в Российском центре науки и культуры состоялась торжественная презентация. На событие собралось две сотни человек, в числе которых были представители Посольства России, МИД Польши, представители творческих кругов. Книга отзывов, заполняемая три месяца благодарственными откликами на немецком языке, теперь активно принимает записи на польском. Успех выставки в Берлине наглядно продемонстрировал интерес искушенного европейского зрителя к культурному наследию Татарстана. В Варшаве экспозиция будет находиться два месяца, а потом она переместится в Париж. В столице мировой моды казанцы представят арт-проект 27 ноября.

Теги: культура идель творчество выставка журнал идель арт

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев