Логотип Идель
Интервью

Повороты буинского театра

Выпустивший на татарскую сцену первую фигуру новой татарской эстрады Фирзара Муртазина, а также Латыповых и Рината Рахматуллина, популяризировавших исполнение без вокала Буинский край подарил татарскому миру и новый театр. Уникальное явление под названием «Буинский драматический театр» получил статус государственного в 2007 году решением Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Буинский театр – «личный проект» Раиля Садриева. Именно он породил этот театр, именно он поставил его на надежный исторический фундамент. И опираясь на эту историю, объявил о 100-летии Буинского театра.

Взгляд на горизонталь и вертикаль Буинского государственного драматического театра

Из интервью Раиля Садриева: «Один креативный человек – учитель Акрам Мифтахетдинов организовывает в Буинске театральный кружок в 1913 году, а в 1915 году пишет прошение царю с просьбой предоставить цензора. В те времена татарам цензоров не давали. После свержения царя и смены власти, Мифтахетдинов как очень умный человек (вероятно, мишарин), пишет новое прошение. А поскольку мы были Симбирское губернией, Буинским уездом, и возможно потому, что Керенский был из Симбирска, прошение подписали и дали разрешение в 1917 году».

Историческая справка:

  • 4 мая 1917 года татарскими преподавателями под руководством Акрама Мифтахетдинова ставится спектакль по пьесе Исхака Казакова «Путешествие в Казань».
  • В начале 1918 года в Буинске открываются курсы учителей. Курсанты после дневных занятий вечерами играют спектакли в деревнях уезда. Среди артистов был и молодой писатель Гумер Тулумбай.
  • В 1918 году драматический кружок становится труппой из 20 человек, открывается пансион для артистов. Предоставляется здание для представлений. Оно получает название Буинский городской театр.
  • В 1918–1926 годы в Буинске начинают работать Салих Сайдашев, Файзи Биккинин, Камал I и Камал II, Гульсум Болгарская, Зулейха Богданова, Ситдик Айдаров, Мухтар Мутин, Гульсум Камская, Газиз Айдарский, Барый Тарханов, Захида Тинчурина и другие.
  • Сезон 1924–1925 годов стал для Буинского театра временем подъема. Этот подъем связан с именами четырех артистов: Барый Тарханов, Барый Болгарский, Гульсум Болгарская, Зулейха Богданова. Они приезжают в Буинск в 1924 году. Публика приезжала специально, чтобы увидеть этих артистов на сцене.В спектаклях, которые показывают раз в неделю, наряду с профессионалами играют и самодеятельные артисты.
  • В январе 1927 года на очередном съезде Союза седятелей искусств Татарстана принимается решение организовать самостоятельную татарскую театральную труппу. Статус и имя театра затем меняется часто.
  • В 1942–44  годы в Буинске поработал и Татарский государственный театр драмы и комедии имени Тинчурина, он тогда носил имя Буинского городского драматического театра.
  • В 1946–47 годы в Буинске работает т еатр под руководством Зулейхи Богдановой.
  • С 1947 года в Буинск приезжает Сает Кальметов и получает признание как режиссер Буинского колхозно-совхозного театра.
  • В 1949 году профессиональный театр зкарывается.
  • Видный драматург Шариф Хусаинов, литературовед Равиль Рахмани, писатель Барлас Камалов – личности, выросшие из литературно-драматических кружков Буинска. Актер Салим Мифтахов, певцы Фирзар Муртазин, Дина и Рафаэль Латыповы – артисты, игравшие на сцене Буинска.
  • 2002 год. Раиль Садриев с группой самодеятельных артистов ставит спектакль «Зятья Горгори» по пьесе Туфана Миннуллина. После одного успешного спектакля ставится второй – комедия  «Артисты из Алепле» Амануллы. Затем пошли комедии Ильфака Шигапова, Данила Салихова. Сначала театр получает статус народного, а затем довольно скоро становится государственным.

Широкой общественности буинский театр сначала был представлен как Театр сатиры. Сейчас в названии государственного театра нет слова «сатирический», но официально – это одно, а на деле – совсем другое. Не только же на эстраде можно зарабатывать анекдотическим фольклором.

Таким образом вновь образованный государственный театр потихоньку начинает собирать в своем поле эстрадного зрителя. Конечно, поначалу искушенная публика смотрела на новый театр с пренебрежением. Но уже в те годы буинский театр имел крепкую концепцию и свою стратегию.

Своего зрителя буинский театр переманил от эстрады

Получение официального статуса – это одно. Другое – найти своего зрителя и обрести свое место в театральном мире. Это может оказаться сложнее, чем официальный статус.

Мы знаем, в театры ходят лишь 3 – 5, максимум 7 процентов населения. Радует, что культурных мероприятий и из видов становится все больше, но их зрители – одни и те же люди. В их семейном бюджете предусмотрена определенная сумма, и они не начнут тратить больше только потому, что появился новый театр.

И раз уж ты создал театр, у тебя должен был крепкий менеджмент! Первый пунки в менеджменте Раиля Садриева – харизма и обаяние.

Из интервью Раиля Садриева: «Бывает, в юморе проскальзывают и шутки ниже пояса. И поначалу мои шутки этим страдали. А когда получаешь государственный статус, начинаешь смотреть по-другому! Предъявляются другие требования. Есть план. Я не думал, что театр сам посебе – большой мир. В этом мире все на своих местах. И в то же время театры должны как-то жить, зарабатывать! Я уже не могу запросто уехать на гастроли. А люди приходили на меня посмотреть. И когда я перестал ездить, зритель начал гаснуть. Теперь я начал участвовать во всем сам, мы начали по новой поднимать театр. Мы с самого начала взяли сатирическое направление. Сегодня зрителю хочется отдохнуть, посмеяться, забыться, он хочет услышать со сцены то, что сам не может сказать. Мое направление должно быть таким: доводить до слез от смеха!»

 

И как уже говорилось выше, было решено перетянуть эстрадного зрителя. И поклониики эстрадного театра «Мунча ташы» и звезд шоу-бизнеса начали смотреть спектакли буинского театра. Труппа активно гастролирует, выступает в залах Казани. Репертуар состоит в основном из комедий. А чтобы окончательно привязать зрителя, театр берет в труппу Ильсура Муртазина и выдвигает его на премию «Триумф»–«Тантана» в номинации «Дебют». Разумеется, сегодня активный участник эстрады в театре долго работать не может, поэтому идет своей дорогой.

Еще один артист, получивший известность в буинском театре – Рамиль Шарапов – также не смог вместиться в рамки театра, ушел на поприще попсы.

Я связываю уход таких артистов из мира театра с возросшими требованиями к театральным актерам. То есть, театр уже не устраивает только амплуа комика. Театру становятся нужны думающие актеры. Какие-то актеры растут вместе с этими требованиями, какие-то не хотят или не могут, поэтому выбирают другие пути.

Дорога на международную арену через лаборатории и фестивали.

Театр, живший выполнением государственного репертуарного плана, начинает стремиться к новым высотам. То есть, буинский театр пытается выйти на театральную арену России как серьезный театр, ставящий серьезные проблемы. Конечно, не отказываясь от сатиры.

Сегодня в театрах России есть направление, которое показывает кипение жизни, – это театральные раборатории и фестивали. Художественный руководитель и директор буинского театра Раиль Садриев не стал выбирать, с чего начать, начал проводить и то, и другое. Под кураторством завлита театра Камала Нияза Игламова здесь появились театральная лаборатория «Буинская Талия» и международный фестиваль «Буа: пространство диалога».

Театральная лаборатория проходит летом. Она призвана встряхнуть не только режиссеров и актеров, а также сам театр и его зрителей. Но татары – народ бережливый, поэтому некоторые лабораторные эксперименты потом обогащают репертуарт театра Буинска. Эскиза лаборатории 2017 года был представолен на фестивале «Ремесло» уже в качестве полноценного спектакля. Речь идет о «Концлагеристах» Валерия Шергина. Его режиссер Тимур Кулов был приглашен в буинский театр для постановки. Но сам спектакль получился неудачным. Автор идеи театральной лаборатории Олег Лоевский после спектакля выступает со словами: «из успешного эскиза редко получается удачный спектакль». Одним словом, эксперты в один голос хвалили эскиз и ругали спектакль.

Главную роль в спектакле сыграл директор и основной актер театра Буинска Раиль Садриев. Но будет ошибкой думать, что коллектив, пораженный неудечей, уехал в свой Буинск несолоно хлебавши. Директор сообщает о том, что в спектакль будут внесены правки с учетом мнения критиков. Спектакль перестраивается по новой и... спектакль попадает в лонг-лист театральной премии «Золотая маска». «Даже если ты упал, надо найти в себе силы подняться, мы должны быть такой нацией», – говорит Раиль Садриев, показывая пластмассовую неваляшку в своем кабинете.

Таким образом Раиль Садриев и буинский театра в российском театральном пространстве нашли свое место. Подверждающий это факт: в этом году Раиль Садриев выступил на театральной конференции в рамках «Золотой маски» – представил свой театр и его проекты.

Второй большой проект буинского театра – это международный фестиваль «Буа: пространство диалога».

Из интервью Раиля Садриева: «Фестиваль – моя давняя мечта. Буинский театр – единственный государственный театр в закамском регионе. Когда мы открывали театр, мы продвигали эту идею – два миллиона татар живут в Закамье: Самара, Мордовия, Пенза, Ульяновск, Чувашия, Саратов... Что мы можем представить гостям? Вкусные татарские блюда и гостеприимство. Мы же раньше не проводили фестивалей. Мы и театр так начинали. Как говорят? Если ты к Богу сделаешь один шаг, он сделает к тебе десять. Самое главное – сделать первый шаг. Почему Татарстан первым берется за все пилотные проекты? Это страшно, это авантюра.  Но здоровая авантюра, и если получится – хорошо. Поэтому нам завидуют. Я пригласил всех: «Приезжайте! Место найдем для всех!».

 

Фестиваль находится в процессе поиска – и в названии, и в содержании. В 2017 году он начинался как театральный фестиваль «Идель – Буа – Урал», а позже он переменил название на «Идель – Буа – Урал. Пространство диалога». Численность коллективов-участников растет год от года, расширяется география. И если в 2018 году были приглашены все театры Татарстана, в нынешнем году заявок было столько, что наши стали включать участников в программу выборочно. Думаю, тенденция продолжится.

Но театр Буинска не ограничивается проведением своего фестиваля, он и сам разъезжает по фестивалям. Что любопытно – там же и гастроли проводит.

Что ждет буинский театр в дальнейшем?

Возможно ли, что в будущем буинский театр драматическим, как заявлено официально?

Из интервью Раиля Садриева: «Нет, театр сатиры! У татар еще не было театра сатиры. Наш театр пока решили назвать драматическим на типовой основе. Туфан Минннуллин там присутствовал. “Если сможете выдавать полноценную сатиру, изменить название ничего не стоит”, – сказали нам тогда. И я согласился. В центре Казани стоит прославленный театр Камала. Эталон! Есть молодежный театр. Тинчуринский театр, возможно, в будущем возьмет музыкальное направление. Чем больше цветов, тем красивее жить, не так ли?»

 

Театр, где бы он ни был, – место встречи интеллектуалов. Поэтому если взять те же театры в Альметьевске, Мензелинске, Набережных Челнах, Нижнекамске, они стали не только местом встречи и общения думающих татар, а точками роста городской культуры. Вероятно, буинский театр выполняет ту же миссию. Но и не только.

Во-первых, буинский театр стремится быть достоянием всех народов, населяющих Закамье – татар, чувашей, русских. Он достигает этой цели, показывая свои спектакли в Апастовском, Кайбицком, Тетюшском, Дрожжановском районах Татарстана.

Во-вторых, театр Буинска и Раиль Садриев стремятся взять на себя все направления в культуре своего города. Скажем, те же выставки картин. По правде говоря, изобразительное искусство не получило у татарского народа такой же популярности, как пение и театр. К слову, как утверждает ученый, знаток татарской литературы Милеуша Хабутдинова, изобразительное искусство в татарской среде не получило своего развития по известным причинам, татарская культура больше опиралась на слово.

Но это у Буинску, похоже, не относится. Вспомним о том, что основатель татарского изобразительного искусства, его аксакал, видный художник Баки Урманче – выходец из Буинского края. А сейчас Раиль Садриев носится с идеей создания газереи изобразительного искусства в Буинске и в своей родной деревне Тулумбаево. Впрочем, идея даже находит свое воплощение. Пленер, организованный Союзом худоджников Татарсатана, уже два сезона проходит в Турумбаево. Авторы, жившие и творившие в Тулумбаево, по соглашению с Союзом, подарили по одной картине местной галерее.

Цитата из интервью Раиля Садриева: «Картины – они как аккумулятор, источник сохранения энергии. В наши дни появилась такая дурная болезнь, как депрессия. А картинная галерея может спасти от этой болезни. Она и развивает человека, и обогащает.Я иду к своей цели. Лучшие художники собрались в моей родной деревне и в течение двух недель увековечили красоты Тулумбаево».

 

Таким образом, с одной стороны буинский театр по географической горизонтали разнесся по всему закамскому региону, с другой – растет по вертикали, к нему один за другим присоединяются картинная галерея, фестивали и другие современные мероприятия в сфере культуры. И растущий по горизонтали и вертикали буинский театр без сомнения займет свое место как большой бренд в масштабах России и мира.

Но нельзя не упомянуть об одной самой большой проблеме театра – здание. Несмотря на то, что помещение смотрися со стороны как симпатичный кукольный домик, ему нужен ремонт и реставрация, а возможно, даже требуется новое большое здание. В этот «кукольный домик» буинский театр уже не вмещается.

Еще одна тема, о которой Раиль Садриев поначалу говорил активно, а теперь все реже – это туризм.

Из интервью Раиля Садриева: «Есть одна тема, которую даже сами буинцы не до конца знают и которая существует лишь на просторах интернета и в каталоге – Карлинский метеоритный кратер. Река Карла делит Буинск на две части – мишарскую и татарскую. Граница мишарского поселения начинается от реки Карла. Буинские мишаре, дрожжановские, ульяновские, мордовские, самарские, чувашские, нижегородские... Почему м не знали об этом раньше?! Даже узнав о них сейчас, мы не торопимся что-ибо делать. Когда я начал эим интересоваться, я разговаривал с историками в Чувашии, они очень зарнтересовались метеоритом. Нефти у них нет, так хотя бы метеорит. А эпицентр метеорита приходится на буинскую территорию. Не так уж и много – всего около километра. Это зафиксировали в 1958 году профессоры МГУ. Это 25-метровый слой диаметром в 10 километров. Там сейчас – поле, нет никакой инфраструктуры. А ведь все делается руками человека, глаза боятся, руки делают. Надо начать! Попробовать! Проверить радиационный фон. Возможно, когда раскопаем, найдем лечебные свойства, а вдруг выйдет какой-то полезный слой. Этот метеорит же там есть! И он в России самый крупный! Это же могло проложить к нам туристический маршрут... Я советую односельчанам не продавать своим дома. Эта земля в будущем станет очень дорогой».

 

 

 

 

 

Теги: театр культура идель татарский театр журнал идель татарская культура искусство

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев