Реклама
Новости/Эксклюзив
Видео
  • Переход на цифровое ТВ

Флорид Агзамов: «Второй Тукай из меня не получился…»

Он родился 11 февраля 1936 года в деревне Бикметово Чекмагушевского района Башкирии. Пройдут годы, и название его родной деревни станет одним из псевдонимов журналиста Агзамова. Отца он почти не помнил. В самые первые дни войны работавший председателем колхоза Имамахмет Агзамов ушел на фронт и не вернулся. Юному Флориду пришлось испытать все тяготы, голод и холод деревни военной поры. Даже свой небольшой рост Флорид Имамахметович полушутя объяснял голодным детством. Однако это не помешало ему окончить школу с золотой медалью. Мечтал он о поэтической стезе, ибо очень любил поэзию: татарскую, русскую, мировую. Флорид был влюблен в творчество Габдуллы Тукая. Поэтические произведения своего кумира он знал наизусть. Односельчане вспоминают, как в холодном деревенском клубе они часами наслаждались, слушая поэмы Тукая в исполнении маленького Флорида. Читал он землякам и стихи собственного сочинения.

Большое стремление стать похожим на Тукая привело Флорида в Мекку татарского народа – город Казань. Поступить на историко-филологический факультет легендарного Казанского университета удалось с первой попытки. Однако и здесь его ожидали будни голодного студента послевоенной поры. Приходилось совмещать учебу c тяжелым физическим трудом, Флорид вместе с однокашниками частенько разгружал по ночам вагоны. Много лет спустя он не переставал удивляться тому, как эти парни и девчата, а среди них были и фронтовики в солдатских гимнастерках, упорно вгрызались в науку. Да и учителя-наставники были непростыми, большими личностями на небосклоне татарской общественной, научной и литературной жизни: Якуб Агишев, Латиф Заляй, Хатип Усманов, Ибрагим Нуруллин, Диляра Тумашева, Мирфатих Закиев... Из их рук достойно приняло эстафету поколение Агзамовых, они и составили костяк татарской интеллигенции во второй половине прошлого века.

В те годы в университете не было отделения журналистики, а наиболее одаренных студентов из числа филологов направляли на работу в редакции газет и журналов. Партия определила Агзамова, успешно окончившего университет в 1959 году, в редакцию пестречинской районной газеты. С этого времени весь его жизненный путь был накрепко связан с журналистикой.

«Мне не суждено было стать вторым Тукаем», – шутил позже Флорид Имамахметович, вспоминая первые самостоятельные шаги. Талантливого работника пера заметили быстро – не прошло и года, как он стал сотрудником одного из ведущих изданий республики – газеты «Совет Татарстаны» (позже «Социалистик Татарстан»). Вскоре он стал заведовать здесь отделом литературы и искусства.

С особым упоением рассказывал он позже своим ученикам об этом периоде жизни. Ведь приходилось находиться в самом центре культурной и литературной жизни Татарстана. Общался он тогда со многими известными личностями в области литературы и искусства – поэтами и писателями, композиторами и певцами. Частенько писал рецензии к новым творческим работам именитых авторов, многие из которых ныне считаются классиками. Организовывал Агзамов круглые столы, заседания редколлегии по актуальным проблемам культуры, выступал с докладами в писательской среде.

Многому научил молодого газетчика и главный редактор, легендарная личность в журналистике Шамси Хабибуллович Хамматов, заместителем которого и стал вскоре Флорид Агзамов.

Крутой поворот в его жизни случился в 1968 году. С подачи члена обкома Хамматова его направляют в Москву, в аспирантуру Академии общественных наук. После его окончания в 1972 году Агзамову поручено возглавить отделение журналистики КГУ. И более тридцати лет он успешно работал на этом поприще. Основанный Флориом Агзамовым факультет журналистики стал известным центром исследований по теории и истории региональной и национальной журналистики, а сформировавшаяся под его руководством казанская школа журналистики прославилась на всю страну. Большой вклад он внес и в подготовку национальных кадров. Его воспитанники Марсель Галеев, Набира Гиматдинова, Вахит Имамов стали лауреатами Государственной премии имени Габдуллы Тукая. Большинство республиканских газет и журналов на татарском языке успешно возглавляют сегодня его ученики.

Имея большой опыт журналистской работы, Агзамов требовал и от других коллег наличия постоянной журналистской практики. В учебном процессе на отделении журналистики гармонично сочетались теория и практика, была налажена тесная связь с работодателями. Впервые в стране Флорид Имамахметович смог добиться того, что в учебные планы и расписание занятий на отделении журналистики дополнительно к летней производственной практике была введена регулярная внутрисеместровая работа в редакциях. И сегодня в Казанском федеральном университете мы стараемся не терять эту важную составляющую подготовки будущих журналистов.

«Мы должны быть играющими тренерами», – постоянно твердил Флорид Агзамов и показывал пример. С его легкой руки организованная для студенческой практики учебная газета «Магрифат» превратилась в общереспубликанское издание, набрав двадцатитысячный тираж. В 90-ые годы фельетоны Агзамова, опубликованные под псевдонимом «Бикмэтле», стали популярными среди читателей этой газеты. До самого конца своей жизни он состоял в редколлегии журнала «Татарстан» и был его штатным сотрудником. Агзамов много лет был членом учебно-методической ассоциации по журналистике министерства образования страны, был членом президиума Союза журналистов РТ, председателем комиссии по работе с молодыми журналистами. Он принимал активное участие в деятельности Академии наук Татарстана, четвертҗ века был незаменимым составителем настенных календарей на татарском языке, признанным переводчиком в области общественно-политической литературы. В 1982 году за плодотворную переводческую деятельность он стал лауреатом республиканской журналистской премии имени Хусаина Ямашева. В 2004 году был отмечен гран-при республиканского конкурса журналистов «Бэллур калэм – Хрустальное перо». Стал Заслуженным преподавателем Казанского университета.

ОН И САМ БЫЛ ГУМАНИСТОМ

Флорид Имамахметович вел плодотворную научно-исследовательскую работу в области теории журналистики. Издал целый ряд книг исследований по одному из важнейших принципов журналистики – гуманизма, изучению журналистского наследия классиков татарской литературы, анализу состояния современной татарской журналистики.

Монографическое исследование Флорида Агзамова «Гуманизм советской журналистики» посвящено функционированию этого важнейшего принципа журналистики в нашей стране в период верховенства коммунистической идеологии. Естественно, оно написано в идеологических рамках той эпохи. Вместе с тем основная мысль книги заключается в том, что в любые, даже самые трудные периоды развития общества основной задачей журналистики неизменно остается бережное отношение к общечеловеческим ценностям. Одним из центральных идей, пронизывающих данное исследование, является мысль о том, что гуманизм является идеей по своему общественному содержанию, может быть, важнейшей из великих идей, выдвинутых человечеством на протяжении мноигх тысячелетий его истории.

Флорид Агзамов неоднократно подчеркивал, что одним из основных принципов в деятельности журналиста является принцип «Не навреди!» Автор предостерегает мастеров пера от агрессивного вторжения в личную жизнь человека, оскорбления его личного достоинства. «Любить человека!» – так с восклицательным знаком он сформировал гражданскую и творческую позицию многих журналистов советского периода.

Монографический труд «Журналистское исследование активности личности», изданный в Казанском университете в 1989 году, уже в пору перестройки, посвящен анализу роли журналистики в повышении роли отдельного человека, личности в быту, производстве, общественной жизни. В это время девиз о «повышении роли человеческого фактора» был на устах у многих. Но зачастую он так и оставался пустым призывом, не подкрепленным конкретными действиями. Агзамов же в своей книге сумел объяснить, под влиянием каких условий этот самый человеческий фактор может проявить себя. В первую очередь, ученый исследует участие журналистики в улучшении условий труда и быта людей в контексте социальной программы достижения единства индивида и общества. Необходимо учитывать, насколько производство соответствует требованиям эргономики, целью которой должно быть повышение привлекательности этого труда.

Эти идеи являются особенно актуальными в наши дни, в период информационных войн, разрушающих представление человека о справедливости, гуманности, человеколюбии.

В другой своей книге под названием «В центре внимания – человек» Флорид Агзамов на примере деятельности татарских журналистов-очеркистов Гарифа Ахунова, Марселя Зарипова, Мадины Маликовой, Ильдара Низамова, Равиля Валиева и других мастеров пера раскрывает проявление принципа гуманизма в журналистской практике. Из книги видно, насколько эмоционально авторы очерков сопереживают радости и горе своих героев, насколько активно они живут интересами своих читателей, своих героев.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – ЧЕЛОВЕК

Такими же словами можно было бы определить и кредо жизни Флорида Агзамова. В центре его внимания всегда был человек, а как педагога, в первую очередь, студент. Он активно внедрял в жизнь практику индивидуального, личностно-ориентированного подхода к обучению студентов-журналистов В основе этого подхода лежат общие гуманистические традиции в образовании, заложенные величайшими классиками педагогики. При этом на вершину образовательного процесса выдвигается личность, обучение превращается в диалог и сотворчество педагога-профессионала, мастера своего дела со своим учеником.

Он не только знал всех студентов по имени, а знал черты характера каждого, постоянно интересовался их проблемами, находил возможность регулярно общаться со студентами вне учебы, отслеживал жизнь и творчество многих своих выпускников, подправлял, наставлял. И с коллегами любил общаться неформально. Самые вкусные пироги для такого общения по различным праздничным поводам готовил именно Флорид ага. Будучи сам интереснейшей личностью, он умел ценить в людях их достоинства и положительные личностные качества.

 ОТКРЫЛ В ТУКАЕ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПУБЛИЦИСТА

Одним из важнейших задач кафедры татарской журналистики Флорид Агзамов считал изучение богатой истории татарской журналистики. Его сильно огорчал тот факт, что при богатейшей системе периодической печати народов Советского Союза в исторической и журналистской науке имеются скудные сведения об изданиях на татарском языке. Наследие было почти предано забвению в годы верховенства коммунистической идеологии. Более менее исследованной со стороны ученых-историков и филологов была газета на татарском языке «Урал», издание большевиков, редактором которой был известный революционер Хусаин Ямашев. Но не эта газета определяла общественную мысль татарского народа в начале ХХ века, а те издания, к выпуску которых был сопричастен Габдулла Тукай. Именно он играл особую, чуть ли не организующую роль в становлении национальной журналистики. Раскрытию роли и места этой уникальной фигуры в татарской журналистике и посвящена монография Флорида Агзамова «Тукай – журналист».

Исследуя арихивные документы, Агзамов добрался до корней журналистского мастерства Тукая. Творчество Тукая можно без преувеличения назвать энциклопедией национальной жизни начала ХХ века. Пожалуй, не было такой области в общественной, политической и культурной жизни того времени, где бы не чувствовалось влияние этого великого публициста. Деятельность выпускаемых на татарском языке в Уральске и Казани газет и журналов была тесно связана с именем Тукая. С 1904 года, когда в рукописном журнале «Әл-гаср әл-җәдид» («Век просвещения») появились первые его произведения, и по 1913 год, когда жестокая болезнь унесла жизнь поэта, им создано множество фельетонов, памфлетов и публицистических статей. «Главная магистраль творчества Тукая-публициста – проблемы, связанные с судьбой народа, раздумья о путях прогресса во всех областях жизни, поддержка любого ростка нового», – пишет автор.

ТУКАЙ – ТЕОРЕТИК ЖУРНАЛИСТИКИ И ФОЛЬКЛОРИСТ

В монографии «Тукай – журналист» в качестве целостной системы представлены взгляды классика по отношению к теории журналистики. Удивительно, что многие современные проблемы, касающиеся истории национальной периодической печати, функций и задач журналистики, ее основополагающих принципов, проблемы авторского права, учредительства изданий, теории перевода были подняты в произведениях Тукая. В его работах можно найти характеристику всех основных изданий начала ХХ века, а также ведущих журналистов-публицистов того времени. А на вопрос, каким должен быть настоящий журналист современности, по словам Агзамова, мы находим ответ в произведениях Тукая, посвященых Хусаину Ямашеву.

Специальный раздел книги посвящен изучению роли фольклора в публицистическом творчестве Тукая. По утверждению Флорида Агзамова, именно в фольклоре Тукай находит корни самого гуманного подхода к решению всех насущных проблем.

Теория перевода, разработанная Тукаем, является актуальной и сегодня. При переводе с другого языка прежде всего должны учитываться традиции, обычаи и менталитет народа. К примеру, в одном из фельетонов он едко высмеивает Сагита Рамеева за то, что тот пытался перевести имя Льва Толстого на татарский как «Арыслан Юан», обвиняя Рамеева в псевдонационализме. Будучи известным переводчиком, Агзамов частенько использовал в своей практике рекомендации Тукая. По отношению к плохим переводным текстам он использовал излюбленное выражение Тукая «Чыктым аркылы купер» (дословная калька выражения «Перешел через мост», в татарском языке иной порядок слов – прим. ред.).

Особое место в книге Агзамова занимает исследование жанрового своеобразия тукаевской публицистики. Он приходит к выводу о том, что именно Тукаем впервые были введены в оборот многие из жанровых форм татарской журналистики. Некоторые традиционные жанры журналистики, например, заметка, используются Тукаем в пародийной форме в его постоянной рубрике «Телеграммы» в журнале «Уклар». Впервые в татарской журналистике с подачи Тукая появились такие жанровые формы публицистики, как путевой очерк, стихотворный фельетон и памфлет. А вот программная статья «Умерла ли наша нация или она лишь спит» является блестящим образцом аргументации в публицистике.

Как отмечает, Флорид Агзамов, Габдулла Тукай был настоящим мастером полемики. Полемизировал он с оппонентами из лагеря эсеров, националистов, кадетов, пантюркистов и панисламистов, выдвигая в качестве важнейшего свеого идеала служение интересам простого народа. Тукай большую роль в своем творчестве отводил критике. Агзамов отмечает: «Тукай в своей  публицистике, как и в прочем поэтическом творчестве, заговорил критическим словом. Его первые же произведения способствовали развитию сатиры в татарской журналистике». Его никогда не покидала мысль о необходимости продолжать традиции национальной сатирической печати, без которой он не мог представить развитие своего творчества и вообще татарской литературы. Он фактически редактирует сатирические журналы «Яшен» («Молния»), «Ялт-йолт» («Зарница»), на страницах которых в полной мере и раскрывается его талант как сатирика и обличителя.

Перечитывая Тукая, Флорид Агзамов поминутно удивляется не только мастерству его публицистики, но и непреходящей созвучности современности его взглядов и мыслей.

Таким образом, Флорид Агзамов впервые так ярко и выпукло, научно обоснованно раскрыл, насколько Тукай был блистательным публицистом, яростным и беспощадным полемистом, тонким критиком и терпеливым, мудрым воспитателем.

Решение некоторых задач, поставленных Агзамовым перед своими последователями, мы найдем в большом академическом издании, подготовленном к 130-летию поэта Институтом языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, – «Энциклопедии Тукая». К слову, в свое время Флорид Агзамов был членом рабочей группы, стоявшей у истоков подготовки этой Энциклопедии.

Не будет большим преувеличением, если скажу, что в лице нашего наставника, великолепного ученого, педагога и журналиста Флорида Агзамова татарский народ приобрел такого оригинального исследователя, который смог возвести Тукая на новую высоту.

 

Реклама
Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • Без долгов
  • Творидобро
  • Подпишись им выиграй!
  • Жилье
  • Куда звонить
  • мойтатарстан
  • инфографика стройтельство
  • .
  • Татарстна
  • иду на чемпионат