Логотип Идель
Литература

Время было шесть вечера

Вахтовый автобус сбавил скорость и, плавно отделившись от потока машин, погас на знакомой остановке. И ведь пошёл уже третий десяток стажа «кучера» этого железного коня, а все равно на остановке возле станции метро Проспект победы автобус останавливается и гаснет. Вахтовики уже устали его ругать, это стало уже превращаться в своего рода традицию. Обычно двери открываются, и на асфальтовую дорогу один за другим начинают опускаться ботинки. Их обладатели, уставшие от работы и возвращающиеся домой, дважды ударяют по автобусу и, схватив свои черные пакеты с уже пустыми ланч-боксами, спускаются в метро...

Сабирова Айзиля Рашидовна родилась 8 декабря 2000 года, в селе Новый Кинер Арского района РТ. Учится на 3 курсе факультета национальной журналистики КФУ.  Принимала участие в конкурсах «Илһам», «Алтын калям», «Сәләткә нур булган йолдызлар». Автор нескольких произведений про татарскую деревню. Также считает Казань близкой себе по духу и, поскольку произведений о городе не так много, решила написать рассказ «Время было шесть вечера». Он появился в течение 6 часов. Из соцсетей и от знакомых узнала о конкурсе «Саумы, Казан!», решила отправить уже готовый текст на конкурс, так как он подходит под условия конкурса. 



Вахтовый автобус сбавил скорость и, плавно отделившись от потока машин, погас на знакомой остановке. И ведь пошёл уже третий десяток стажа «кучера» этого железного коня, а все равно на остановке возле станции метро Проспект победы автобус останавливается и гаснет. Вахтовики уже устали его ругать, это стало уже превращаться в своего рода традицию. Обычно двери открываются, и на асфальтовую дорогу один за другим начинают опускаться ботинки. Их обладатели, уставшие от работы и возвращающиеся домой, дважды ударяют по автобусу и, схватив свои черные пакеты с уже пустыми ланч-боксами, спускаются в метро... 

Шамиль и так не очень любит жаркие летние дни. А в городе особенно. Воздух, наполненный пылью и выхлопными газами, раздражает легкие, а рядом как назло нет никакого водоёма, чтобы хоть как-то смягчить зной. Вон даже у прохожих кожа на лицах иссохла, как урюк, и потеряла свою свежесть. Но он знает, как спрятаться от нещадно палящего солнца: метро! Вот это отличное место! Это как будто из зноя попадаешь в холодильник. Шамиль с довольной улыбкой направился под землю на эскалаторе. «Тот, кто придумал эскалатор – настоящий гений! Вероятно, он его придумал, когда возвращался домой под палящим солнцем. Ладно еще появились такие вещи под старость лет, в молодости о таком даже не мечтали!» – думал он. 

А вот молодость свою Шамиль вспоминать любит. В сундуке своей памяти он хранит бесценные моменты босоногого детства, когда бегал в рваных штанишках, кувыркался в сочной траве, пока рубашка не становилась зеленой, запускал «блины» по водной глади озера с мальчишками, впервые поцеловался с соседской девочкой Хатирой. Всё это было как будто вчера, а сегодня он уже – пятидесятилетний мужчина. Половина жизни растаяла и утекла, а самые лучшие дни уже остались далеко позади. 

«Мужчина, вы двигаться собираетесь?» – противный голос оторвал Шамиля от воспоминаний. 

–    А? Да, да, сейчас, – мужчина поспешил спрыгнуть с эскалатора. 

Время – половина шестого: все хотят быстрее добраться до дома, завершить свои дела и утонуть в мягком кресле перед телевизором. Вон у дамы, которая его поторопила, в руках тоже пакеты с продуктами. Видимо, она очень торопится, потому что ее прихода с работы ожидают детки, подобные голодным птенцам, и уставший после рабочего дня муж. 

Каждую секунда народу на платформе становится больше. Кого здесь только нет: офисный планктон, сидящий целыми днями перед мониторами компьютеров, шантрапа, шатающаяся по центру города, девушки в коротких юбках, женщины с печатью усталости на лицах. Шамиль наблюдает эту картину ежедневно. Люди в метро не меняются: озабоченные, задумчивые лица, погасшие глаза. Он прекрасно знает, что мало отличается от них. 

Шуршание мятого пакета внезапно заставило мужчину взрогнуть. Обернувшись, он увидела возле себя молодую девушку. Она стояла и держала магнитофон, который был вдвое больше ее самой. 
–    Ой, извините, пожалуйста, я случайно, – извинилась девушка, смутившись.

-    Яраар... Ой, ладно, ничего страшного!

В этот момент подошел поезд и остановился. В вагоне они тоже оказались рядом друг с другом. Шамиль постарался занять свое любимое место – второе слева от входа. А девушка поставила свой магнитофон рядышком, сама же осталась стоять. Чуть позже она посмотрела на Шамиля и сказала:
– Если бы вы случайно не сказали «Ярар», я бы ни за что не догадалась, что вы – татарин. 

– Сначала язык включается, а уж потом голова, дочка. Да и этим своим магнитофоном ты меня сбила с толку. Откуда взялась такая штука?
– Да, уже столько людей обернулось на эту железяку. Ну, ладно, моим сверстникам это, действительно, может быть интересно, а вас-то что удивило? 

–    Давно не приходилось видеть такие магнитофоны, поэтому я и удивился. Сейчас ведь молодежь музыку слушает в смартфонах. В наше время ни одна дискотека не проходила без магнитофона.
–    А раньше дискотеки проходили интересно?

–    Еще как! Мы отрывались покруче вашего! 
–    А сейчас вы не танцуете?

–    Да нет, танцы остались в молодости... – мужчина тяжело вздохнул. 

Оказалось, девушке надо было выходить на стании Площадь Тукая. Она взяла свой магнитофон и повернулась к выходу.

–    Мужчина, если у вас появится желание потанцевать, приходите на набережную озера Казабн к шести часам вечера. Я вас приглашаю, меня зовут Лейсан, – сказала она и влилась в поток людей, спешащих к выходу из метро.

Шамиль возвращается домой неспешной походкой. Солнце уже не так жарит, погода позволяет дышать и располагает к размышлениям. Зашел в магазин неподалеку, аккуратно сложил в пакет свой неизменный хлеб и молоко. Хм, приходите, говорит, танцевать. Молодым легко говорить. При слове «танцы» у Шамиля перед глазами встают бревенчатые стены старого сельского клуба. Со всех сторон к клубу стекается молодежь – парочками или группами. А с магнитофонной пленки по округе разносятся звуки музыки, на полу мелькают огни цветомузыки, привезенной аж из самой Казани. 
Однажды в клубе появляется парень, который танцует так, что пол под ним еле выдерживает. Это же сам Шамиль Асхадуллин! Стиляга! Он может отлично двигаться под любую музыку. Как будто он только и делал, что целыми неделями готовился к танцам в клубе! Да, на тот момент не было никого, кто танцевал лучше Шамиля... 

Стоило переступить порог дома, нос защекотали умопомрачительные ароматы. Сегодня жена на ужин приготовила картофельное пюре и любимые мужнины котлеты. Мужчина поспешил за стол. Довольно быстро вкусная еда оказалась внутри, осталось усесться в мягкое кресло и включить телевизор. Но сегодня почему-то в телевизоре он не нашел ничего интересного. Хотя показывали то, что он обычно смотрел с интересом. А сегодня перед глазами встают и встают картины прошлого.

– Папа, что бы ты ни говорил, а я стану танцовщиком!

 – Ты что, сдурел? Каким танцовщиком? Ты хочешь порхать, как мотылек? 

– Ну почему порхать? Танец – это вид искусства, танцовщик – профессия, – ответил сын. 

– Сынок, послушай отца, он знает, что говорит. 

– Нет, мама. Я уже взрослый и сам могу решать. 

– Посмотрите на него, он сам может! Сказано тебе – будешь инженером! Чтобы я от тебя больше про танцы не слышал. Иначе... Вот – дверь, вот – порог, катись на все четыре стороны!

– Папуля... – жена пытается его остановить. 
–    Я всё сказал! 

«Я всё сказал!» – это слова отца Шамиля. Его слово – закон, все, кто его нарушит, будут гореть в вечном адском огне. Во всяком случае так было принято в семье. Поэтому Шамиль никогда не спорил с отцом: по его настоянию стал инженером, устроился на один из казанских заводов и нчал свой трудовой путь. А когда стал получать хорошую зарплату, даже порадовался, что последовал совету отца. Женился на любимой девушке. Родились дети. Три раза в год ездили море, взяли четыре кредита. Вот так прошли пятьдесят лет: та же работа, те же коллеги, то же метро, то же сиденье, та же остановка, тот же магазин. Но сегодня он почувствовал себя совершенно иначе. Девушка Лейсан с магнитофоном в руке спутала все мысли в голове Шамиля. «Приходите танцевать!.. Танцевать...» – эти слова эхом звучали снова и снова в его ушах. Они и ночью не дали ему заснуть: «В шесть часов вечера», «На набережной озера Кабан», «я вас приглашаю»...

...Возле Проспекта Победы остановился заводский вахтовый автобус. Из машины вышел невысокий мужчина в возрасте и, прихрамывая от усталости, направился в сторону метро. Он осторожно сошел с эскалатора и встал на краю платформы. Половина шестого. Когда подошел поезд метро, он поспешил занять место слева от входа. Аметьево, Суконная слобода... Он еле успел выскочить в уже закрывающеся двери на станции Площадь Тукая. Несмотря на некоторое смущение, ноги сами несли его в сторону театра Камала. 
За год до этого Лейсан и ее прдруги начали проводить занятия по хореографии на набережной озера Кабан. Приходили к шести часам вечера, включали магнитофон и обучали всех желающих. Среди учеников встречались и зрелые люди. Посмотри-ка на них, а ведь они не отстают от молодых! Шамиль несколько смутился, когда увидел зрелище на берегу озера. Он поторопился прочь, чтобы не опозориться. Но внезапно его остановил голос Лейсан: «Мужчина! Вы пришли!» Шамиль подумал: раз уж его позвали и он пришел, то назад хода нет, и направился в сторону своей новой знакомой. 
–    Я так рада вас видеть! Давайте скорее начнем танцевать!

–    Нет, нет, я пришел только посмотреть.

–    Ну как можно смотреть, когда другие танцуют! Давайте, сегодня разучим танго.

–    А разве это не парный танец? 

–    Да, вот ваша партнерша, Фарида апа. Знакомьтесь!

Фарида апа оказалась старше Шамиля на три года. Её муж работает главным врачом в больнице, а сама она преподает историю. Их сын учится в вузе, дочь живёт в Москве. Оказалось, она приходит на занятия танцами по пути с работы уже с прошлого лета. Лейсан включила уже знакомый Шамилю магнитофон, и над озером Кабан раздались первые аккорды зажигательной мелодии. Танго – великолепный танец! Шамиль узнал его с первых нот, с первых движений. Вместе с партнершей он попал в совершенно другой мир, в мир своей молодости. Его огрубевшие от заводской работы руки начали двигаться легко и в такт зажигательным ритмам танго, а уставшие за день ноги несли его над землей, еле касаясь пола. У Шамиля закружилась голова то ли от танца, то ли от пробудившихся эмоций! Вот же она – радость! Запертые на много лет сладкие мгновения. В танце есть молодость, любовь и надежда – вот почему он это любит. Мужчина о них позабыл давным-давно. А танго пробудило давно забытое ощущение молодости. Посетители занятий по танцам с удивлением смотрели на то, как легко двигается новичок, а в конце даже наградили его аплодисментами. Глаза Шамиля даже промокли от слез. Лейсан тоже была довольна. 

Машины с шумом снуют туда-сюда, люди пробегают мимо по своим делам, а Шамиль в ритме танца торопится домой. На пороге его встретила жена, поставила перед ним тарелку с супом и положила в стиральную машину его рабочую одежду. Вдруг она покраснела от злости, прибежала к нему, еле сдерживая слезы:
– Шамиль, ты ведь мне изменяешь! Дожил до пятидесяти, стыд потерял?

– Жена, что ты такое говоришь? Какая измена? Сдурела?
– Одуреешь тут, Шамиль. Сегодня вернулся поздно, а от твоей одежды пахнет женскими духами! 
– Да нет же, дорогая, я люблю только тебя. Я сегодня был на уроках танца, мы танцевали в паре. Это, наверное, духи Фариды.

– Шамиль, какая Фарида? Какие танцы? Ты под прелогом танцев ходишь знакомишься с какими-то женщинами, да еще не стесняешься мне об этом говорить! Постыдился бы перед детьми! 
– Жена, не болтай ерунды.

–    Ладно, Шамиль. Но знай: если ты еще раз пойдешь на уроки танцев и будешь танцевать с другими женщинам, я перестану с тобой разговаривать! 

Шамиль очень любил свою жену. Как и танцевать. Только он не думал, что когда-нибудь окажется перед таким нелегким выбором. Хотя выбор был очевиден. Но только Шамиль не хотел этого принимать. Всю свою жизнь он прятал от самого себя свое самое любимое занятие – танец. А сегодня одна молодая девушка вытянула его и сказала: «Мужчина, не бойтесь, танец у вас в крови, от него никак не спрячешься». Она разожгла потухший огонь. Когда она его провожала, она пригласила его снова. И в этот же день самый близкий ему человек снова потушил этот огонь. 

...Вахтовый автобус остановился возле станции метро. Из него вышел мужчина лет пятидесяти и направился в сторону метро. Спустился с эскалатора. По прибытии поезда занял в вагоне второе сидение слева от входа. По дороге домой зашел в магазин, купил хлеба и молока. Поужинал Сел в кресло перед телевизором. Потом попил чаю и лег спать.
Станции Аметьево, Суконная слобода, Площадь Тукая... Проехал. Время было шесть вечера... 

Теги: литература, творчество, молодежь

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев