Реклама
Новости/Эксклюзив
  • Час пробил На зимнюю универсиаду, которая в этом году проводится в Красноярске, отправится многочисленная команда добровольных помощников из Татарстана.
    18
    0
    1
  • «Напиши мне письмо – хоть две строчки всего» Мэр Нижнекамска Айрат Метшин подписал и отправил в воинские части праздничные открытки. Их получателями стали нижнекамцы, служащие в Российской армии.
    19
    0
    1
  • Татарстан уже выполняет поручения Путина В республике все министерства и ведомства получили наказ Президента РТ об исполнении задач, озвученных главой государства в Послании Федеральному Собранию. Рустам Минниханов будет лично контролировать исполнительность министров.
    20
    0
    1
  • Элвин Грей против Эльмиры Калимуллиной Определились номинанты на получение премии TMTV. Кто именно станет ее обладателем, будет известно через месяц.
    111
    0
    2
Видео
  • Финал национального чемпионата русский

«Акыл фабрикасы»: как сегодня преподавать татарский.

Когда люди попадают в критическую ситуацию, они быстренько делятся на две группы: тех, кто начинает стенать, роптать, искать виноватых и причитать в духе «все пропало», и тех, кто молча принимается разбирать завалы и искать выход из сложившегося положения.

Точно так же получилось и с нынешней ситуацией по поводу преподавания татарского языка. Пока одни потрясают кулаками в небо, вторые сублимируют всю бурю эмоций в конкретные позитивные действия. Группа активной татарской молодежи, о которой сейчас пойдет речь, сформировалась естественным образом несколько лет назад. Поэт и культуртрегер Айрат Бик-Булатов назвал их как-то в одной из своих статей «младотатарами», имея в виду поколение тридцатилетних, искренне гордящихся своей культурой и языком и любящих ее, без тени национального шовинизма при этом. Они говорят по-татарски, по-русски, по-английски; они не возводят вокруг стен, чувствуют себя людьми мира; при этом стремятся не только впитать традиции своего народа, но и, опираясь на них, отстроить татарскую ойкумену заново.

Они – это председатель Всемирного форума татарской молодежи (Татфорум) Табрис Яруллин, музыкант, журналист, культуртрегер Радиф Кашапов, ученый-историк Айрат Файзрахманов и другие активисты; к проектам Татфорума часто присоединяются молодые татарские поэты, писатели, композиторы, журналисты, люди театра. А проектов немало: фестиваль татарской городской культуры «Печэн базары», национальный дизайн-маркет «Jadid-фест», цикл встреч и бесед на исторические темы «Тарихи бранч», проект «Бистэ 2.0» («Слобода 2.0»), посвященный переосмыслению территорий татарских слобод Казани, и другие. Не так давно был запущен еще один интересный проект – образовательно-практическая школа «Акыл фабрикасы» («Фабрика мысли»).

Фото Салавата Камалетдинова

«Мы задумывали “Акыл фабрикасы” как что-то вроде “Летучего университета”*, “think tank”**: когда на актуальную тему вместе собираемся, делаем мозговой штурм, сессии, моделирование будущего и все остальное, – вот все эти новые модные слова, только на татарские интеллектуальные темы, – говорит Табрис Яруллин. – Начинали мы в позапрошлом году в декабре и сейчас стараемся одну такую большую “Фабрику” делать раз в два месяца, устраиваем и выездные варианты». Темы, которые уже прорабатывались в рамках образовательно-практической школы «Акыл фабрикасы»: «История и туризм», «Развитие и воспитание ребенка», «Детское телевидение», в городе Новосибирск и Астрахань – «Менеджмент этнокультурных проектов» и др.

Очередную «Акыл фабрикасы» решено было посвятить, конечно же, самой актуальной теме дня сегодняшнего – преподаванию татарского языка. Тема объемная, поэтому привычную двухдневную работу школы разделили на четыре блока. 18 ноября в IT-парке состоялись две сессии. Первая встреча была посвящена теме «Преподавание татарского по-новому». В работе школы приняли участие учителя татарского языка, директора школ, ученые и студенты. Спикерами выступили: Рашат Якупов – учитель татарского языка и литературы лицея-интерната № 2 города Казани, соавтор учебника нового поколения «Сэлам»; Мэтью Эштон (Великобритания) – руководитель международной программы в полилингвальной школе «Бала-Сити»; Альберт Самигуллин – преподаватель татарского языка и литературы первой квалификационной категории города Иннополис; Эльза Набиуллина – учитель татарского языка в гимназии-интернате № 4 города Казань. Все они – молодые люди, увлеченные своим предметом, нестандартно мыслящие, креативные, использующие нетрадиционные методики преподавания. Проще говоря, это те учителя, которых обожают дети. Ни для кого не секрет, что успех преподавания любого предмета в каждой конкретной школе напрямую зависит от личности учителя.

Фото Салавата Камалетдинова

Можно ли свой личный успех попытаться переложить в некие методики и поделиться ими с коллегами?

Рашат Якупов, например, дает на этот вопрос вполне себе положительный ответ, подтвержденный практикой. «Мы в нашем лицее-интернате используем очень интересную технологию, называется “проектная система обучения”. И в урочное и во внеурочное время ребята делают разные проекты, которые им самим интересны, на татарском языке; в результате этого они буквально влюбляются в язык, потому что, повторюсь, в первую очередь это интересно им самим. Кроме того, я пришел сегодня рассказать о новом учебнике татарского языка “Сэлам”, соавтором которого   являюсь. В прошлом году Министерство образования РТ инициировало создание учебников нового поколения.

Главным образцом для нас, естественно, является учебник иностранного языка, поскольку, как ни крути, лучше англичан никто у нас язык преподавать не умеет – они занимаются этим уже веками, они обучают этому весь мир; соответственно, мы взяли самые яркие вещи, самые необходимые, которые уже доказали свою эффективность, и стараемся это привнести и в преподавание татарского языка. Учебники очень яркие, красивые; главная цель, чтобы ученикам они понравились, чтобы ученики, открывая этот мир сказок, сразу окунались в мир татарского языка. Материал мы тоже стараемся давать в достаточно легком формате, в основном через игры, через различные аудиодиалоги, песни, прорабатывание ситуаций на уроке, то есть так, чтобы язык изучался ненавязчиво, не с каким-то негативом, а в игровой, интересной форме.

Учебник “Сэлам” для первого класса прошел апробацию в прошлом году, и сейчас в части школ Татарстана по нему уже ведутся занятия. Он рассчитан именно на русскоязычных учеников, на сегодняшний день идет апробация второго класса, заканчивается работа над третьим, четвертым классом, в будущем планируется создание линейки с первого по девятый класс. Апробация первого класса показала, что учебник нравится всем – и ученикам, и учителям, и родителям. Мы проводили анкетирование, анализ всего, как и положено, результаты хорошие».

 

Кроме того, в первый день работы школы «Акыл фабрикасы», посвященной преподаванию татарского языка, обсудили тему «Национальный университет: мечты, реальность, концепция». Ученые с различным видением ситуации и опытом работы в разных странах представили три различные концепции татарского высшего учебного заведения.

 

Айрат Файзрахманов, кандидат исторических наук, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи уверен: «Для того чтобы татарский язык развивался, нужны татарские садики, конкурентоспособная татарская школа и высшее образование. В свое время высшее образование на татарском языке существовало; к сожалению, оно не вылилось в какой-то отдельный ВУЗ, в котором татарский язык присутствовал бы полноценно; были попытки, и хорошие попытки, мы считаем, но, к сожалению, в конце нулевых годов они были прекращены. Мы сейчас все-таки говорим о высшем образовании на татарском языке  в большей степени как модели научно-исследовательского университета, с магистерскими программами, – то, что сейчас востребовано наукой, потому что есть большой интерес к Казани, к татарской культуре со стороны зарубежных ученых, и они специально изучают татарский язык, они изучают татарские источники. И у нас есть поколение молодых ученых, которые готовы на татарском языке преподавать, которые готовы на татарском языке вести научно-исследовательскую работу и которые знакомы с прогрессивными методами европейской науки, – таких немало.

Поверьте, идея ВУЗа, где преподавание ведется на татарском языке, это не изобретение велосипеда заново. В Европе сейчас активно развивается высшее образование на региональных языках, на валлийском, например, на каталонском. Это региональные языки, которые не являются языками всего государства. Татары имеют огромное культурное наследие, которое нужно изучать, которое представлено на татарском языке. Как можно делать исследование, имея источники на татарском языке и не представляя потом это исследование на татарском же языке?

По существу, сегодня мы обсуждаем три концепции национального университета. Профессор Университета Висконсин-Мадиссон (США) Юлай Шамилуглы представил американскую модель: как она реализуется в США и как ее можно реализовать здесь. Профессор Европейского университета в городе Санкт-Петербург Альфред Бустанов, это как раз поколение молодых ученых, говорил о европейской модели. Третью концепцию представил научный сотрудник Института востоковедения РАН Ильшат Саетов, она более обобщенная.

Сегодня мы вырабатываем единую концепцию, некую “дорожную карту” действий, которую можно передать профильным органам власти. Они в курсе того, что мы делаем, и всегда готовы слушать предложения общественности. Речь о научной общественности, прежде всего».

Работа школы «Акыл фабрикасы» по преподаванию татарского языка, продолжилась 25 ноября. В этот день в Татарстане и еще 20 регионах России, а также в девяти странах мира проходила массовая акция «Татарча диктант». Все желающие могли проверить свой уровень знания татарского языка, написав отрывок из повести татарского писателя Аяза Гилязова «В пятницу вечером».

В этот же день «Акыл фабрикасы» продолжила свою работу, на этот раз сессия была посвящена теме «100 идей для развития татарской школы». Собравшиеся обсуждали, как сделать татарскую школу самой конкурентоспособной, какой должна быть идеальная школа с татарским языком обучения, чей опыт в мире наиболее применим для татарстанского образования.

Фото Салавата Камалетдинова

«Конечный итог работы любой школы “Акыл фабрикасы” – это результат сессии, по итогам которой мы публикуем материалы. Например, когда мы собирались по поводу детского телеканала на татарском языке, мы выпустили настоящую методичку о том, как это сделать. Результатом этой сессии должна стать подборка ста идей для будущего татарской школы», – говорит Табрис Яруллин. Говорит совершенно будничным голосом, без патетики, без пафоса, но так, что ему сразу хочется поверить и помочь. В конце концов, маленькие шаги предваряют большие. Если каждый начнет с себя, вместе без булдырабыз.   

 

 

Сноски: *Летучий университет (польск. Uniwersytet Latający) — неформальное название трёх разных подпольных высших учебных заведений, первый из которых действовал в Царстве Польском с 1885 по 1905 год и два других — в ПНР с 1977 по 1981 год. Название «Летучий университет» происходит из-за подпольного положения учебных заведений, когда они не имели собственного легального месторасположения и постоянно проводили свои лекции для студентов в различных конспиративных местах. (Википедия)

 

**think tank - см. Аналитические центры («мозговые центры», «фабрика мысли», «мозговой трест»; англ. think tanks, brains trust) — негосударственные научно-исследовательские организации, которые, как правило, сосредоточивают свои усилия в области гуманитарных наук – политики, экономики, социологии, права и тому подобное. (Википедия)

 

Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
  • Молодые актеры в образах юбиляров сезона
  • КаЛИТка и Идель
  • СМИ
  • Театр
  • Цитатник