Ирина Донская: «Комсомол был школой жизни и социальным лифтом»
Писать о комсомоле сегодня очень сложно. Без пафоса не получается. Потому, что не верится, что каких-то 40-50 лет назад жизнь в стране была другой – искренней, целеустремленной, настоящей. А, главное, она имела смысл – то, что сегодня модно искать (зачастую безрезультатно), независимо от возраста и социального статуса.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ ДЛЯ КАЖДОГО
Они, комсомольцы, в большинстве своем без «мохнатой лапы», блата, связей и прочей «мажорской» составляющей, реально строили свою жизнь. И жизнь страны. Плодами их труда мы пользуемся до сих пор, даже порой не осознавая.
В эпоху комсомола – выдающегося явления в социальном устройстве мира – тоже, оказывается, были свои «горячие точки». Это грандиозные комсомольские стройки: Днепрогэс, Магнитка, БАМ, КАМАЗ… Освоение степной целины до сих пор не имеет аналогов по своим результатам. И вся эта производственная мощь огромной страны возводилась руками комсомольцев. «Ударная комсомольская стройка» – словосочетание, бывшее в ту эпоху нарицательным. И ударной-то она называлась потому, что строили быстро, а, главное, в прямом смысле слова на века.
ВЛКСМ был самой массовой молодежной организацией за всю историю человечества. Более двухсот миллионов юношей и девушек разных национальностей прошли через комсомольскую школу. И этот рекорд до сих пор не побит, хотя сегодня и в России, и в мире насчитывается большое количество различных молодежных объединений.
Основная суть комсомола, по признанию первого секретаря Казанского горкома комсомола в 60-х годах Ирины Сергеевны Донской, – созидание. Его возможности – социальный лифт. О нем сегодня любят говорить, но наверх он довезет далеко не каждого. Комсомол уравнивал в возможностях всех – сына токаря, дочь портнихи, детей партработника.
Аухади Мильмухаметов родился в 1913 году в семье рабочих. После школы окончил ФЗУ при паровозном депо. И так бы ремонтировал себе вагоны и паровозы, если бы не комсомол. По комсомольской и партийной линии Аухади Ахмодеевич дорос до первого секретаря Казанского горкома ВЛКСМ и, побыв на различных партийных должностях, стал заместителем председателя Совета Министров ТАССР, а позже – председателем Татоблсовпрофа (Татарский областной совет профсоюзов).
Ильгиз Рахманкулов. В самом начале жизненного пути – наладчик радиоаппаратуры Казанского завода «Матмаш». Потом учеба в КАИ, работа на известном в советское время заводе ЭВМ. А потом – первый секретарь Казанского горкома ВЛКСМ и, как следствие, – глава Татарского обкома комсомола. Затем в его трудовой книжке появляются такие записи, как замдиректора по научно-технической работе – начальник специального КБ Казанского завода ЭВМ. Еще позже – президент Татарского отделения Академии технологических наук РФ.
Или Михаил Доронин. Родился в 1914 году и до войны работал на разных рабочих специальностях на Казанском авиационном заводе. После заводской работы Михаил Иванович ушел на комсомольскую работу – стал первым секретарем Ленинского райкома комсомола Казани. В первые военные годы работал первым секретарем Татарского обкома ВЛКСМ. А потом по комсомольскому призыву ушел добровольцем на фронт. Его военная карьера сложилась успешно – стал боевым генералом.
ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ КОМСОМОЛА
Таких примеров о комсомольцах Татарстана Ирина Донская может привести не одну сотню. По ее убеждению, главная причина живучести комсомола – его бесспорная польза: отдельному человеку, обществу, государству. «Комсомольцы – это ядерный реактор, движущая сила развития нашей великой страны», – уверена Ирина Сергеевна.
Донская возглавляла Казанский горком ВЛКСМ в самое интересное время советской истории – в хрущевскую «оттепель»: «Мы были не просто окрыленные какими-то идеями – в 60-е пришло чувство свободы. И стало столько простора для деятельной жизни».
Это было золотое время комсомола: вся страна рвалась в тайгу, чтобы проложить железную дорогу для будущих поколений. Ценой своей молодости, здоровья, иногда жизни. Или всей комсомольской ордой ехали на целину – вспахивать степь и сеять хлеб, чтобы завтра было чем кормить советский народ. Или собирались на огромном пустыре и строили город. А в нем – автомобильный гигант, до сих пор активно пополняющий бюджет страны. КАМАЗ строили всем миром. Поднимали Ташкент из руин после землетрясения. Возводили Днепрогэс.
По словам Ирины Донской, главное преимущество комсомола перед другими молодежными организациями – и сегодняшними в том числе – заключается в том, что он показывал и доказывал любому человеку его востребованность. Каждый комсомолец ощущал себя нужным стране. Представить, что тогдашний юноша или девушка будут ныть про отсутствие смысла в жизни, просто невозможно – все были заняты, все работали и шли к одной цели. Пусть сегодня нам эта цель кажется смешной и нереальной – ведь строительство коммунизма, как известно, отложено на неопределенный срок.
Но в сам момент строительства люди искренне верили, что светлое будущее не за горами, и они сами своими руками приближают его. Жизнь проживали не зря. «В 60-70 годы среди комсомольцев было престижно поехать на крупную стройку, валить деревья в тайге, прокладывая БАМ, строить города чуть ли не в пустыне. Это был стимул жить интересно и ярко. И с пользой для страны», – вспоминает Ирина Донская.
WORLDSKILLS ПО-КОМСОМОЛЬСКИ
Первые соревнования по профессиональному мастерству, которые сейчас красиво назвали и придали им статус международных, придумали, организовали и реализовали именно комсомольцы. Ирина Донская – одна из тех, кто занимался этим в Казани. Впрочем, не только этим.
Рассказывает Ирина Донская:
«Я вступила в комсомол в 1951 году – в 14 лет. В 1953 меня избрали секретарем комсомольской организации школы, а через год – членом бюро Советского райкома ВЛКСМ. Из этого периода моей жизни мне особенно запомнился сталинский прием в ВЛКСМ. В те послевоенные годы люди с именем Сталина связывали победу в страшной войне. Поэтому, когда он умер, горе народа было неподдельным. И мы, школьники, испытывали те же чувства. Поэтому стремились "встать в комсомольский строй", чтобы быть вместе со всем народом. Не было никакого принуждения, вступить в комсомол хотели все.
После окончания школы я поступила в Казанский государственный университет на историко-филологический факультет и продолжала участвовать в комсомольской жизни. В вузе была членом комитета комсомола университета, входила в ряды боевой комсомольской дружины. В 1958 году работала в составе студенческого отряда КГУ на целине в Павлодарском крае – была грузчицей на зерновом току.
Когда моя учеба в университете шла к завершению, на имя ректора поступило письмо с просьбой направить меня в "распоряжение Татарского обкома ВЛКСМ" – с целью использовать на комсомольской работе. Очень хорошо помню свой первый рабочий день: вхожу в кабинет к секретарю райкома со своими грандиозными планами, а мне говорят: "Хорошо, что ты сегодня пришла. Срочно иди в школу № 15 – там сейчас интернат открывается, прибывают дети. Нужно помочь оборудовать спальни, носить матрасы и кровати". Вот такое начало. Так было и дальше в моей комсомольской работе: приходилось выполнять самые различные задания. В райкоме я сначала была инструктором по работе с комсомолом школ и вузов, а через два года стала заведующей орготделом.
В ноябре 1965 года я была избрана секретарем горкома комсомола по работе с учащейся молодежью, а в 1968 году меня избрали первым секретарем горкома комсомола – я стала первой и единственной женщиной на такой должности за всю историю комсомола Казани.
60-е годы были особенными в истории нашей страны. Это годы политического подъема и активности общества. В комсомольскую жизнь вступало поколение "детей войны". Суровое военное детство закалило наш характер, научило переносить трудности. Вступая во взрослую жизнь, наше поколение было полно решимости и стремления сделать эту самую жизнь лучше, отдать все силы стране, за которую сражались на фронте наши отцы и деды.
Комсомольскую жизнь тех лет можно описать коротко: энтузиазм, творчество, поиски новых форм работы с молодежью.
Конечно, именно с молодежью нам приходилось работать плотно. Во-первых, комсомол – это молодежный союз. А во-вторых, молодежь надо было образовывать – в тяжелое послевоенное время не каждому удавалось закончить даже среднюю школу, не говоря уже о профессиональном образовании. В результате проделанной работы более восьмидесяти процентов рабочей молодежи в Казани окончили вечерние школы. Это было большим достижением.
Сейчас проводятся различные конкурсы среди молодых рабочих и специалистов. Но ведь это, что называется, хорошо забытое старое: соревнования среди заводских рабочих на лучшего по профессии мы регулярно стали проводить в 60-х годах прошлого века. Например, под девизом «Сфере обслуживания – комсомольскую заботу» проходили конкурсы на лучшего повара, кондитера, официанта. В то же время в Казани был создан Центр профориентации учащихся, и здесь большая заслуга комсомольских организаций заводов, школ и ПТУ, где плотно занимались качественной подготовкой рабочих кадров.
Много внимания мы уделяли и подросткам. Оторвать от улицы, привлечь в клубы и спортивные секции, сделать их день полностью занятым чем-то нужным – этим мы занимались регулярно. Для подростков создавались клубы по месту жительства, военно-спортивные и трудовые лагеря. Мы свою работу строили так, чтобы все дети были заняты чем-то интересным для них. В наше время невозможно было представить, чтобы подростки маялись бездельем и, от скуки, издевались над животными, пили алкоголь. Не хочу идеализировать свое время – и в советский период были подростковые преступные группировки. А комсомол за таких бился – всеми силами привлекал к себе, в свою активную и интересную жизнь. И, знаете, получалось совсем не плохо.
Прекрасно с этим справлялась и боевая комсомольская дружина (БКД). Из года в год крепли отряды боевой комсомольской дружины.
БКД – это отдельная история. Именно этой дружине удалось укрепить порядок в Казани, причем иногда ценой жизни самих дружинников.
Всем известны имена членов БКД, студентов КАИ Артема Айдинова и Игоря Ассмана, геройски погибших при схватке с бандитами. Сотням подростков БКД помогла избежать тюрьмы. Да и горожане знали: где дружинники, там покой.
В конце 1964 года в городе развернулось движение за возведение памятника павшим героям. Денежные средства собирались, как говорится, всем миром. Теперь это – мемориальный комплекс памяти павшим с вечным огнем в парке Горького, известный всем казанцам. Одним из активнейших кураторов при его возведении был первый секретарь ГК ВЛКСМ Альберт Маршев. Открытие мемориала состоялось 7 ноября 1967 года, в день 50-летия советской власти.
6 декабря 1968 года был заложен первый камень на строительстве Молодежного центра по улице Декабристов. На комсомольские средства был построен замечательный культурный комплекс, где был киноконцертный зал, библиотека, спортивный, танцевальный залы, бассейн, студийные помещения, гостиница и ресторан. МЦ прожил в своем статусе до 90-х: здание у молодежи отобрали, теперь там размещается один из банков.
Каждый год в День Победы в Казани проводилась городская военно-спортивная эстафета на приз Героя Советского Союза летчика-испытателя Геннадия Мосолова. Инициатором ее проведения был как раз горком комсомола. И эта эстафета была престижной, участие в забегах нужно было заслужить. Как правило, в ней участвовали те, кто уже имел какие-то спортивные навыки – это члены ДОСААФ, добровольного пожарного общества, курсанты военных училищ, студенты и заводская молодежь».
А потом наступило время КАМАЗа.
ТАК НАЧИНАЛСЯ КАМАЗ
«13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода, который был рассчитан на производство 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год. Комплекс заводов на Каме раскинулся на обширной территории в 57 квадратных километров. Одновременно со строительством автозавода решались огромные коммунальные проблемы. Сотням тысяч людей КАМАЗ обеспечил комфортабельное жилье, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга. Благодаря КАМАЗу в Прикамье был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны», – рассказывает историю КАМАЗа официальный сайт челнинского автогиганта.
Будучи руководителем Казанского горкома комсомола, Донская часто уезжала в командировки в Набережные Челны, отправляла на ударную стройку по комсомольским путевкам добровольцев – молодых строителей, заводчан, специалистов, выпускников вузов, специальный студенческий отряд, который всего за год построил в Челнах молодежное общежитие.
Работая с 1973 года в Набережночелнинском горкоме партии, Ирина Сергеевна в течение трех лет курировала вопросы образования, культуры, воспитания детей и молодежи, со своими подопечными разделяя все неудобства, которые по молодости не замечались.
Строительство КАМАЗа относилось к категории «Ударной комсомольской стройки». А это значит, что так называемое шефство над масштабной работой брали организации ВЛКСМ. «Всесоюзная ударная комсомольская стройка – высший статус, его имели стройки высшей значимости для государства. Например, БАМ, ВАЗ, КАМАЗ, Нижнекамск, Атоммаш, Саяно-Шушенская ГЭС, Доменная печь № 9, газопровод "Средняя Азия – Центр", город Новополоцк и другие», – сообщает энциклопедия.
А еще за всеми этими статусами стояла нечеловеческая ответственность самих «шефов» стройки – и за качество строительства, и за судьбы рабочих. Работа была тяжкой, а для людей комфорта – людей 21 века, – наверное, невыносимой. Просто тогда были те самые люди, из которых, по мнению поэта, «можно делать гвозди».
Но и «железному» человеку нужен отдых, причем, качественный. А развлекали «строителей коммунизма» в те времена правильно – с пользой для души и ума, организовывая «встречи с интересными людьми».
Интересных людей на стройке КАМАЗа встречала Донская. Комсомольская настойчивость и связи в московских верхах – в Центральном комитете ВЛКСМ – помогали договариваться о приезде на стройку артистов и писателей.
Строители КАМАЗа видели «живьем» Александру Пахмутову, Николая Добронравова, Михаила Ножкина, Алексея Баталова, Юрия Гуляева, Софию Ротару, Людмилу Зыкину, Евгения Евтушенко. Приезжали на КАМАЗ и известные татарские писатели и музыканты. Здесь бывали Гариф Ахунов, Туфан Миннуллин, Ренат Харисов, Диас Валеев, Назиб Жиганов и другие. Вместе с театром «Современник» на КАМАЗ приезжал Владимир Высоцкий. Кумир не только выступал в спектаклях «Современника», он давал концерты на открытых площадках, чтобы его услышало как можно больше людей.
Главной аудиторией столичных звезд здесь, в строящихся Челнах, были строители КАМАЗа. Те, кого сейчас назвали бы медийными лицами, с неподдельным интересом и уважением относились к своему зрителю, который еще час назад месил грязь в кирзачах на стройобъекте. «Для артистов было почетным приехать на камазовскую стройку, они с удовольствием встречались с нашими ребятами», – вспоминает Ирина Сергеевна.
Рабочие и специалисты съехались в то время в Челны со всей огромной страны: по архивным сведениям, здесь работали представители 70 национальностей из всех 15 республик СССР. Ежегодно в период строительства КАМАЗа население в городе увеличивалось на 30 – 40 тысяч человек. А ведь до стройки века здесь жило всего чуть более 25 тысяч человек, к 1976 году население увеличилось в 10 раз.
Недавно Ирина Сергеевна Донская приехала на КАМАЗ вместе с внуком – «чтобы увидел и знал, как и для чего мы жили». Молодой человек обошелся без возрастной иронии. Она и не уместна – жизнь бабушки, ее современников, ее страны – СССР – впечатляет не его одного.
Жизнь Ирины Донской удалась. Спасибо комсомолу? «Да!», – не задумываясь, отвечает она.
Галерея
Теги: идель история воспоминания журнал идель время комсомол комсомольцы ссср
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев