-
Трамваи и троллейбусы: оплата с помощью QR-кода В салонах троллейбусов и трамваев в столице РТ появились информационные стикеры с QR-кодом, считывая который можно оплатить проезд по мобильному приложению «Казань транспорт».
-
«Радио Белем» – «Белем радиосы» для детей и подростков Фонд развития Татнета запустит в Татарстане двуязычное образовательное и культурно-просветительское интернет-радио «Радио Белем» – «Белем радиосы».
-
Белая сирень: международный фестиваль имени Рахманинова XI Международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» пройдет в Казани.
-
Минниханов: «Главными богатствами становятся информация и знания» Развитие информационных технологий дает конкурентное преимущество, поэтому ИТ-сфера будет драйвером мировой экономики.
-
Большой брат следит за тобой! Наверное, это правильные слова для определения грантовой молодежной политики в Татарстане: минмол, Росмолодежь и прочие кураторы-идеологи охотно выделяют деньги молодым да ранним, но и строго следят, как молодые да ранние эти деньги расходуют.
-
ТУКАЙ, ДОШЕДШИЙ ДО БЕРЛИНА Как тигры воюем – нам бремя не бремя, Как кони трудимся мы в мирное время
-
АНАТОЛИЙ ЛУППОВ: «Мне повезло: я больше смеюсь, чем плачу» В этом году Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова отмечает 75-летие. К счастью, мы имеем возможность общаться с людьми, которые стали свидетелями и творцами истории главного музыкального вуза республики.
-
Количество борцов увеличивается... Победители и призеры соревнований были награждены медалями и грамотами соответствующих степеней и денежными призами спонсора соревнований.
-
Тик -Ток – это не про деградацию Подробнее: http://idel-tat.ru/news/vremya/tik-tok-eto-ne-pro-degradatsiyu
Как и где появился журфак?
Потребность в специально обученных кадрах журналистика почувствовала в самом конце XIX века. Тогда в связи с потребностями развивающегося индустриального производства не только в России, но и во всем мире стало внедряться обязательное начальное образование, которое способствовало преодолению массовой неграмотности и росту дешевых печатных изданий. Издательское дело постепенно становилось прибыльным. В журналистику пришли капиталисты, нанимавшие на работу профессионалов в различных областях – редакторов, литературных сотрудников, репортеров, художников, фотографов.
В 1902 году даже обсуждался проект создания высшей школы журналистики в Санкт-Петербурге. Руководителем ее должен был стать талантливый писатель, пустивший в оборот слово «интеллигенция» для обозначения высшего образованного слоя общества, выпускник юрфака Казанского университета Петр Дмитриевич Боборыкин.
Вместо этого в Москве в феврале 1905 года известный юрист, профессор Леонид Евстафьевич Владимиров, открыл первую в России частную школу журналистики. Курсы предназначались для того, чтобы «лицам, не получившим образования на юридическом факультете, дать систематическое собрание этико-юридических знаний, необходимых для понимания и обсуждения вопросов общественной жизни, составляющей предмет так называемой публицистики»1.
Но самостоятельный статус журналистское образование получило только в 1921 году. В этом году были открыты первые Коммунистические институты журналистики в Москве и Петрограде.
В 1941 году в Свердловске был открыт первый в стране факультет журналистики. С этого года журналистское образование стало университетским. В 1944 году подобный факультет организован в Белорусском университете, в 1946 году открылось отделение журналистики на филологическом факультете Ленинградского университета, в 1947 году – Московского.
Но только в 1960-е годы журналистское образование в стране стало массовым. В эти годы специализированные кафедры и отделения стали открываться во многих вузах страны. Например, в Казанском университете.
Подзаг/ Появление журфака в Казанском университете
История журналистского образования здесь началась в 1959 году, когда состоялся первый набор на специальность «татарская журналистка» (заочное отделение).
В 1962 году состоялся первый набор студентов дневной формы обучения. Открылась кафедра журналистики. Руководить ею пригласили признанного литературоведа, профессора Казанского пединститута Ивана Георгиевича Пехтелева. Он был первым в Советском Союзе доктором и профессором журналистики. Обучение студентов велось по дневной, вечерней и заочной формам.
Второй заведующий кафедрой, доцент Лев Гдальевич Юдкевич, совершенствовал учебный процесс, конкретизировал научное направление, большое внимание уделил воспитательной работе студентов.
В 1972 году на историко-филологическом факультете создано отделение журналистики. Много лет оно оставалось единственным центром подготовки журналистских кадров для областей и автономных республик Поволжского региона. С созданием отделения университет приобрел новую специальность – «Журналистика».
С 1972 года кафедру журналистики возглавил кандидат исторических наук, известный журналист Флорид Имамахметович Агзамов. Позже он стал и заведующим отделением журналистики в Казанском университете. При нем в 1992 году отделение выделилось в самостоятельный факультет журналистики. Через два года факультет преобразовали, присоединив к нему кафедры социологии и психологии.
В 2003 году отделение психологии преобразовалось в самостоятельный факультет, и с этого времени у факультета снова было новое название – журналистики и социологии.
Флорид Имамахметович Агзамов возглавлял отделение журналистики до 2002 года, подготовив не одно поколение известных в Татарстане и стране журналистов. С 2002 по 2016 годы дело своего учителя достойно продолжил выпускник Казанского университета, доктор наук, профессор Васил Загитович Гарифуллин.
В декабре 2012 года факультет журналистики и социологии преобразован в Институт массовых коммуникаций и социальных наук.
29 августа 2014 года в Казанском университете создана новая структура: Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, включающая три отделения: философии и религиоведения, социально-политических наук и отделение массовых коммуникаций. Директор института – профессор Михаил Дмитриевич Щелкунов.
20 февраля 2016 года отделение массовых коммуникаций было переименовано в Высшую школу журналистики и медиакоммуникаций, которая является структурным подразделением Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ. Ее возглавляет Леонид Григорьевич Толчинский.
В структуре Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций три кафедры: национальных и глобальных медиа, телевизионного производства и цифровых коммуникаций, связей с общественностью и прикладной политологии. Подготовка студентов ведется по направлениям: журналистика (периодическая печать, национальная журналистика, международная журналистика, новые информационные технологии в СМИ), телевидение, реклама и связи с общественностью, медиакоммуникации. Выпускнику присваивается квалификация – академический бакалавр. Для тех, кто захочет учиться дальше, есть магистратура и аспирантура.
1 Цит. по: Есин Б.И. Путешествие в прошлое. – М., 1983. – С.158.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа