Логотип Идель
Литература

Руфина Фаттахова: «В медицине надо постоянно читать»

Прототипом главной героини повести Нурихана Фаттаха «Мөдир Саҗидә» («Заведующая Сажида») стала его супруга Руфина. Заслуженный врач РТ поделилась воспоминаниями с читателями журнала «Идель» о том, как это было.

В повести «Заведующая Сажида» (1968) юная неопытная девушка начинает работать в деревне после окончания медицинского училища. Изначально Сажида мечтает о том, чтобы получить высшее образование и уехать из деревни, но общение с людьми на селе настолько меняет ее, что она решила пересмотреть свои цели.

С Руфиной Магсумовной мы беседовали морозным январским днем в кабинете Нурихана Фаттаха. В этом доме очень бережно относятся к наследию писателя, стараясь сохранить все детали его жизни и творчества. Скрупулезно собираются его рукописи, черновики, образцы школьных газет конца 1940 годов, отдельно сложены фотографии.

Руфина Фаттахова: Когда мы поженились, все время рассказывали друг другу о своем детстве, вспоминали юношеские годы. Видимо, мои истории о том, как я начала работать сразу после Медицинского училища, Нурихану показались довольно интересными. И он мне говорит: «А ты возьми и напиши об этом сама». Я стала писать о том, как это было в жизни. Я же не знала, что художественное произведение – это не просто копия жизни, автор обычно что-то прибавляет от себя, фантазирует, сочиняет, чтобы было интересно читателю. Даже если отдельный человек решит выписать самые интересные факты из собственной биографии, и опишет все, как есть, скорее всего, получится не интересно. Нурихан мне объяснял, как пишутся художественные произведения, но я не сумела довести повесть до нужного уровня. Тогда он довольно быстро отредактировал произведение, буквально в течение двух-трех недель. Хотя свои романы писал годами. Возможно, потому что, здесь идея сюжета была простой, главная героиня Сажида – простая, открытая, я бы сказала даже несколько наивная.

Алия Хабибуллина: Хотели бы вы что-нибудь изменить в сюжете повести?

Р.Ф.: Сюжет, пожалуй, нет. А что там поменяешь? Действительно, если менять сюжет, то уже надо смотреть, с точки зрения взрослой женщины. Но как можно относиться с критикой к ребенку или подростку, как можно ругать 18-летнюю девушку? У нее своя жизнь, и стараться что-то внушить, как это делают, кстати, другие бабушки, мне как-то не хочется. Если говорить честно, в конце некоторые детали были добавлены. Например, влюбленность главной героини в ее начальника. Что до меня, это уму непостижимо –простая деревенская девчонка влюбилась в главврача, который к тому же еще и москвич! А Нурихан это придумал и написал: она влюбилась, а начальник, конечно же, ее отверг.

А.Х.: Когда вы в повести увидели себя со стороны, захотелось ли что-то в себе поменять?

Р.Ф.: Характер и образ переданы довольно точно. В силу рода занятий он был хорошим психологом, к тому же он был старше меня почти на десять лет. Для него все было прозрачно и ясно, что за девушка перед ним, что за героиня, что за фельдшер. И поэтому он все передал так, как видел.

А.Х.: Какой период творчества Нурихана Садрильмановича вам больше всего нравится?

Р.Ф.: Нурихан не может мне нравиться по периодам, по написанным произведениям – он мой муж. Особой любви к повести «Заведующая Сажида» у меня нет. Мне всегда казалось, что повесть несколько наивная и легкомысленная. А вот критики все время вспоминают об этой повести. Исторические романы Нурихана мне нравятся больше.

А.Х.: Предположим, кто-то решил описать вашу биографию сегодня. Как ее можно озаглавить?

Р.Ф.: Я даже не знаю. Здесь автор сам должен придумать. Оказывается, это непростая задача. Когда Нурихан написал книгу «Переправа», мы вдвоем очень долго думали, как назвать этот роман. Была масса вариантов, он со мной советовался. Решили назвать «Переправа». Это соответствует содержанию, и в то же время не раскрывает всю подноготную. Должен же оставаться какой-то секрет, интрига. Это как с женщиной – если она наденет платье с большим вырезом, раскроет всю красоту, она перестанет быть загадкой. Думаю, что название книги о моей биографии, было бы с каким-то секретом.

А.Х.: Не кажется ли вам, что интерес к литературе у нынешней молодежи угас, все внимание занято телевизором или социальными сетями?

Р.Ф.: Я знаю не всех, не так часто общаюсь с молодежью. Те, с кем я общаюсь, это мои внуки и их друзья. И я бы не сказала, что молодые люди не читают или не имеют интереса к литературе. По работе я общалась с врачами моего возраста или с более молодыми коллегами и заметила интересную деталь: если женщина, модная, ухоженная, хорошо одетая, следит за своей внешностью, она более развита и профессионально. Они все успевают и следят за книжными новинками, хорошо знают литературу. В медицине без этого нельзя. В медицине надо постоянно читать.

А.Х.: Нехудожественную литературу вы читаете?

Р.Ф.: В последние годы полюбила научно-популярную литературу. Ее у нас дома очень много, она вся перечитана моим мужем. И когда я ее читаю, вижу, что некоторые фразы подчеркнуты красными, черными, зелеными чернилами, мне сейчас очень интересно, почему именно эти строчки он выделил. Как-то он мне говорил: «Ты не трать время на художественную литературу, все подряд не читай, время жалко, а научно-популярная литература интересна». Конечно, чисто научную литературу я вряд ли одолею, если речь не о медицине. Но научно-популярная литература понятна и проста.

А.Х.: Молодежь вашего времени отличается от современной?

Р.Ф.: Небо и земля. Это уже совершенно другие люди, другое поколение. Но это и к лучшему. Жизнь не останавливается, она должна развиваться. А вообще, натура человека не меняется, несмотря, на то, что молодость сейчас другая. Чувства, переживания остались такими же, мы в свое время влюблялись, современные люди тоже влюбляются, мы делали ошибки, они сейчас совершают свои ошибки. Неизменно человек проходит все этапы жизни, и это не зависит от эпохи.

А.Х.: То есть, сюжет повести «Заведующая Сажида» остается актуальным?

Р.Ф.: Без сомнений. Многие молодые люди поступают в институты, не потому что они хотят получить профессию, а чтобы поскорее уехать из дома туда, где свобода и простор. И лишь с годами люди понимают, что они пришли именно в ту профессию, или же наоборот, что совершили ошибку в молодости. Так, и наша главная героиня по окончании медучилища не до конца осознавала значимость своей профессии. Но буквально через год она уже осознанно хотела поступать в медицинский институт. Судьба решила по-другому…

Теги: проза литература культура татарская проза идель воспоминания журнал идель время татарская литература татарская культура

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев