Логотип Идель
Время

Раиль Садриев: «Следующий этап – духовно-оздоровительный центр всей нации!»

В 2018 году в Буинске прошел Международный театральный фестиваль «Буа: пространство диалога». В 2007 году Буинский театр стал государственным, а сегодня его знают по всей России. Здесь ставили спектакли лучшие молодые режиссеры страны, а во главе всех амбициозных проектов театра стоит его руководитель – Раиль Садриев.

В 2018 году в Буинске прошел Международный театральный фестиваль «Буа: пространство диалога». В 2007 году Буинский театр стал государственным, а сегодня его знают по всей России. Здесь ставили спектакли лучшие молодые режиссеры страны, а во главе всех амбициозных проектов театра стоит его руководитель – Раиль Садриев. 

Садриев Раиль Ильдарович – заслуженный артист Татарстана, родился в деревне Адав-Тулумбаево Буинского района 14 октября 1966 года. Окончил исторический факультет Казанского государственного университета в 1993 году. В течение десяти лет преподавал философию. 


Здание Буинского драмтеатра было построено в 1924 году. Уже в те годы здесь работала драматическая труппа, созданная по инициативе одного из основоположников татарского театра Бари Тарханова. Здесь выступали артисты легендарной труппы «Сайяр» Камал I, Камал II, Бари и Гульсум Болгарские, Шакир Шамильский, Галия Камская, Ситдик Айдарский, Зулейха Богданова и другие. В начале 1930-х годов театр получил статус колхозно-совхозного, а в послевоенные годы распался. Сначала в его помещении располагался городской кинотеатр, потом Дом пионеров и школьников, позднее – центр внешкольной работы. Театральная жизнь вновь закипела здесь в 2003 году, когда группа энтузиастов объединилась в любительский коллектив. Буинский театр сатиры под руководством Раиля Садриева довольно скоро заставил о себе говорить – комический жанр всегда был востребован татарским зрителем. Труппа состояла из пятнадцати человек. В 2007 году состоялось открытие здания после реконструкции, коллектив получил на новоселье в подарок от Минтимера Шаймиева автобус, а любительскому театру был присвоен государственный статус. Зрительный зал вмещает 194 человека, в коллективе театра работает около 70 человек, из них 25 – артисты. 

На сцене театра идут постановки лучших молодых режиссеров страны. Здесь работали главреж глазовского театра Дамир Салимзянов, выпускник Щукинского училища Тимур Кулов (челнинец, работающий в Москве), режиссер Станислав Васильев из Чувашии, главный режиссер камаловского театра Фарид Бикчантаев, главный режиссер Краснодарского театра Родион Букаев, режиссер из Стерлитамака Зиннур Сулейманов. В августе ожидается приезд лауреата «Золотой Маски» Романа Феодори, а в 2019 году сюда собираются пригласить знаменитого якута Сергея Потапова. 

С первых дней театр гастролирует по России, а в последнее время – частый гость зарубежных театральных фестивалей. В апреле нынешнего года буинцы побывают в Турции, в ноябре – в Сербии. Спектакль «Концлагеристы» примет участие в фестивале «Коляда-Plays». 

2017-й год стал отправным для новой истории театра. Первый Всероссийский фестиваль театров народов Поволжья и Урала «Идель-Буа-Урал – пространство диалога» был учрежден Министерством культуры РТ, Союзом театральных деятелей республики при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации. В числе основных организаторов – группа компаний «ТАИФ». 

В течение одиннадцати дней с 12 по 23 марта профессиональные драматические и кукольные театры народов Поволжья и Урала, а также коллективы, исполняющие спектакли в нетрадиционных пространствах, представляли свои самые яркие работы. Коллегия критиков фестиваля была представлена известными специалистами из Москвы, Уфы, Ульяновска и Казани. Тогда впервые в Буинске работали на одной площадке председатель экспертного совета «Золотой Маски», редактор журнала «Вопросы театра» Александр Вислов, директор фестиваля «Любимовка» Анна Банасюкевич, театровед и театральный критик, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Дина Давлетшина, театровед Олеся Керенская и эксперт «Золотой Маски», театральный критик Нияз Игламов.

Провинциальный город с населением чуть более двадцати тысяч и площадью семь квадратных километров справился с таким наплывом гостей. Здесь показали свои спектакли Академический театр драмы имени Савина из Республики Коми, Салаватский государственный башкирский драмтеатр, Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури, Ульяновский драмтеатр имени И.А. Гончарова, Дмитровградский драмтеатр имени А.Г. Островского, Нижнекамский государственный татарский драмтеатр имени Т. Миннуллина, Марийский национальный театр драмы имени Шкетана, Государственный национальный театр Удмуртской Республики, Калмыцкий государственный драмтеатр имени Б. Басангова, Карагандинский областной казахский драмтеатр имени С. Сейфуллина. Разумеется, участниками фестиваля стали камаловский и буинский театры. Нашлось место и для коллективов кукольных театров из Марий Эл, Ульяновска, Казани, Набережных Челнов. Раиль Садриев гостей встречать умеет – у него кафе с гостиницей в Буинске, кафе в деревне Адав-Тулумбаево, а также большой дом на родовом фундаменте. По поводу своих владений он шутит: «Если спросят, чье это, скажите – маркиза Карабаса». 

Скорее, Карабаса-Барабаса, потому что работа строится в авторитарном стиле, подразумевается полное подчинение руководителю и мгновенное исполнение поручений. У него взрывной темперамент, но доброе сердце и хорошее воспитание – от мамы, школьной учительницы. В театре идет репетиция, и Садриев в ней тоже принимает участие. К слову, если на сцене по ходу репетиции Раиль говорит по мобильному телефону, это не значит, что по телефону говорит его персонаж. Это просто Раиль кому-то очень сильно понадобился, чтобы решить какой-то очень важный вопрос. Договорив, он кидает на стол свой телефон и тут же произносит реплики своего героя. Потом снова хватается за аппарат и быстренько решает какую-то неотложную проблему. 

Раиль искренне любит землю, на которой родился и живет. «У китайцев есть такое понятие – где бы ты ни находился, один юань ты должен отправлять на родину. Я тоже считаю, что надо поддерживать ту местность, откуда ты вышел», – говорит он. На самом деле, все началось со жгучего желания преобразить свой родной город, чтобы сделать его центром притяжения, центром культуры. Над этой амбициозной мыслью, естественно, поначалу посмеивались, шутили. «Когда я говорил о том, что в Буинске будет свой государственный театр, все тоже смеялись. А в итоге имеем то, что имеем», – отвечал он на это. Начиная какой-то проект, люди считают самым трудным  финансовые и организационные вопросы. Опорой для создания фестиваля для Садриева стали встречи на образовательном форуме «Науруз» в театре Камала. Он поделился своими планами с главным идеологом современного театра в Татарстане последних лет – Ниязом Игламовым. «Он сказал, что 85 процентов всех затрат – это проживание и питание, обслуживание гостей. У меня есть гостиница, кафе, я знаю, где возьму мясо – договорюсь, где крупу. Так я собрал по крупицам, благодаря друзьям, продукты. В Татарстане сейчас нет колхозов, а к агрофирмам невозможно подойти, у них офисы где-то вдалеке, это роботы. Они не могут ничего дать. А в коллективном хозяйстве это было возможно, если подойти к председателю. И буинский, апастовский колхозы нас выручали. Есть люди, которые помогли с питанием, есть те, кто помог организационно. На печатную продукцию нам выделили не так много денег, а нам надо было в два раза больше по объему. Мы договаривались на рассрочку, нам скидки большие делали. И когда подводили итоги после мероприятия, стало понятно, что все может получиться», – вспоминает Садриев. 

По словам моего собеседника, когда он вынашивал свои большие идеи, его сын окончил школу, и перед семьей стояла задача его поступления в вуз со всеми вытекающими последствиями. «К удивлению, мягко говоря, жены я начал строить гостиницу. Это было заброшенное двухэтажное здание, в котором раньше располагалось колхозное правление, его еще родители наши строили. Я изыскал возможности, помогли люди, но несмотря на это, я еще остался после этого с долгами. Потому что денег не было таких, а надо было вложения делать. И теперь мы имеем ресторанчик небольшой с тремя залами, гостиничные номера, в которых можем принять 40-50 человек. Это хорошо. Приезжают иногда звезды разного уровня, чтобы посмотреть деревню, где петух поет по утрам – а жить можно в обстановке, сопоставимой с трехзвездочным отелем, – говорит инициатор фестиваля. – У нас в Буинске есть и гостевые комплексы, и хорошие отели, и хорошие кафе. Но в то же время это не свое – нужно кому-то платить втридорога. А тут все-таки ты имеешь доступ напрямую, знаешь, как расходы в разы сделать меньше». 
Рачительный хозяин мишарского происхождения к масштабному приему гостей на свой первый большой фестиваль начал готовиться загодя. Сначала проводил театральные декады, размещая гостей из татарстанских театров, а затем и месячники: «Приехали все татарские театры, чувашский, марийский, мордовский коллективы. Они тоже ночевали, такие встречи были, застолья – часть творческого процесса. И сдружились. И подумали: можем же, можем!» Как признался мой собеседник, его любимое занятие – спровоцировать событие, а затем наблюдать и собирать свои дивиденды.

Команда – важный элемент успешной организации фестиваля. «Я очень благодарен коллективу, людям, которые меня терпят, работают со мной. Без команды я один – никто. Я могу создать воронку, а она должна как-то жить по своим законам», – рассказывает Раиль Садриев. 

Когда попадаешь в стены театра в Буинске, не можешь отделаться от мысли, что здесь царит культ личности руководителя. На всех стенах закулисья – портреты и высказывания Раиля Садриева. Буквально. Сам герой на вопрос об этом реагирует болезненно и с итальянским темпераментом объясняет: «Ну куда я их дену?! Это все подарки! Вот появится у нас музей, отвезем все туда, чтобы глаза не мозолило». А вообще, Раиль любит порядок и чистоту – на служебном входе выдаются одноразовые полиэтиленовые бахилы. 

В эти дни театр готовится к еще одному масштабному событию – Международному театральному фестивалю «Буа: пространство диалога», который пройдет с 15 по 24 мая 2018 года. Участниками станут коллективы из Москвы, Казани, Уфы, Чебоксар, Йошкар-Олы, Глазова, Буинска, Альметьевска, Оренбурга и Набережных Челнов. А еще Буинск примет гостей из Казахстана, Швейцарии, Эстонии, Беларуси и Украины. Спектакли пройдут на пяти площадках, это Буинский театр и районные дома культуры в Буинске, Тетюшах, Апастово и Кайбицах. «Мы все эти площадки хотим использовать, потому что как-то надо распределять двадцать четыре коллектива, с нами – двадцать пять, за десять дней надо все это просмотреть и показать. Поэтому фестиваль будет проходить на четырех площадках. Примерный радиус – 60 километров», – обозначил территориальные границы организатор мероприятия. 

И если на момент задумки проекта в прошлом году у буинцев даже не было четкого бюджета, то сегодня все гораздо проще, выручает опыт. Бюджет грядущего фестиваля больше предыдущего в пять раз. «И коллективы международные приезжают – из Швейцарии, Эстонии, количество казахстанцев увеличилось на порядок. Это Талдыкорганский театр, Астана, Алакай, Актюбинск. Это кукольные театры, которые гастролируют по всему миру. И буряты. И московские коллективы – Центральный Академический театр Российской Армии», – рассказывает Раиль.

Отель Раиля Садриева по этому случаю тоже расширяется: если в прошлом году в нем было двадцать семь номеров, то сегодня уже – сорок семь. К тому же в администрацию Буинска пришла другая команда. «Такие креативные ребята пришли, мы с ними вроде бы нашли понимание», – говорит директор фестиваля. «Мы написали письмо министру, президенту. Там, конечно, озвучили не все цифры. Мы не смогли попасть в бюджет 2018 года, опоздали. Поговорили с заместителем министра культуры России, нас поддержали и пообещали помочь, потому что инициатива исходит от нас, от маленького театра в регионе, и они готовы такое поддержать». А пока идет работа с документацией, проект живет благодаря поддержке и вливаниям меценатов и спонсоров.

24 мая, в день завершения фестиваля, в Буинском районном доме культуры состоится моно-спектакль народного артиста России Сергея Безрукова. Под музыку в исполнении Губернаторского оркестра Московской области прозвучит текст сказки-притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Как обещает аннотация к спектаклю, музыка французских композиторов станет изысканным продолжением и дополнением текста: пестрый «Карнавал животных» и завораживающая «Пляска смерти» Сен-Санса, знойный «Послеполуденный отдых фавна» и живописные «Облака»  Дебюсси, вдохновенный «Вальс» и трогательная «Павана на смерть инфанты» Равеля. Визуальный ряд будет представлен видеоинсталляциями авторских рисунков Экзюпери на большом экране. 

О том, как удалось договориться, Раиль говорит просто: «Тут все совпало. Сначала Нияз Игламов меня познакомил с Александром Александровичем Висловым – это председатель экспертного совета национальной театральной премии “Золотая Маска”, человек очень известный в театральных кругах, уважаем Министерством культуры России, во многих комиссиях сидит грантовых. Такой светский, правильно мыслящий человек. Александр Александрович Вислов хотел на два дня только приехать, и с таким условием: если мы его привезем в Тетюши. Он приехал и остался на 12 дней. Конечно, и в Тетюшах мы два раза побывали. Потом он на лабораторию приехал, потом он играл на сцене нашего театра с артистами нашими. После этого он сам захотел выпустить спектакль, сейчас в Москве выпускает, по-моему. Он колесит по всей России и по миру, отбирает спектакли для “Золотой Маски” от Сахалина до Калининграда. Очень занятой человек. И когда мы с ним сидели в один из вечеров, я его спросил, можем ли мы пригласить Безрукова. Потому что Безруков мне импонирует тем, что он читает стихи. Я в Москве ходил на его «Хулиганов», купил билеты по 4-5 тысяч. Конечно, был в восторге. Я потом тоже сделал моноспектакль стихотворный, где читал стихи», – с гордостью вспоминает руководитель провинциального театра. «Заманить» Безрукова удалось только Вислову, который привел артисту реплики Телятева из пьесы Островского «Бешеные деньги»: «Вот бы вы меня удивили, если б сказали, что вы ей понравились. Это была бы штука любопытная. А что она вам... Он бывал в Лондоне, в Константинополе, в Тетюшах, в Казани; говорит, что видел красавиц, но подобных вам – никогда». Эксперт «Золотой Маски» напомнил Безрукову, что он в Лондоне, Астрахани, Стамбуле, Саратове был, а в Тетюшах еще не был. Сергей Безруков захотел увидеть Тетюши, а заодно и заехать в соседний Буинск. «Тетюши нам два раза помогли, и мы одной из площадок сделали этот город. Хотя фестиваль называется “Буа: пространство диалога”, это пространство представляет собой и всю территорию России». 

Сергей Безруков – звезда, и райдер у него тоже звездный – более миллиона рублей. Но организатор встречи понимает, что это привлечет внимание к проекту, а также послужит отправной точкой для дальнейших амбициозных шагов. Окупить затраты планируется через продажу билетов на спектакль (цена варьируется от двух до пяти тысяч рублей за билет). «Он приезжает с целой командой, это целый спектакль. Приезжает оркестр. У меня впервые здесь будет персона с таким райдером и такими требованиями. Но я считаю, что по большому счету мы Безрукову не нужны, он даже не знает о нашем существовании. Безруков – это величина в театральном мире, он обладает большим авторитетом в глазах руководителей регионов. Поэтому для нашего маленького города приезд Безрукова равноценен падению метеорита, поэтому и билеты распродаются довольно быстро», – сообщает Раиль Садриев. 

Кстати о метеорите. Организовывая фестиваль в прошлом году, Раиль Садриев заговорил об этой достопримечательности Буинского района, которая имеет солидный туристический потенциал. Несмотря на то, что именно здесь находится один из самых крупных метеоритных кратеров России – Карлинский, такого туристического маршрута в нынешнем году не будет: «Эту идею, кроме меня, никто не поддерживает», ¬– с сожалением говорит мой собеседник.

«У нас серьезные амбиции, мы хотим просто сделать что-то на международном уровне, чтобы к нам со всего мира приезжали: из Бразилии, Италии, Японии, Кореи. Чтобы здесь все это пересекалось, чтобы отели строились, инфраструктура какая-то развивалась, рестораны, понимаете?», – делится мечтами наш герой. Он уверен, что никакие природные ресурсы и богатства не сравнятся с ценностью интеллектуальных ресурсов: «Единственное, что мы у себя производим, это наши спектакли. И это не made in China, это наш собственный продукт!»

Раиль Садриев скептически относится ко всем традиционным религиям мира, но по природе своей является метафизиком. Он искренне верит в то, что мечты сбываются. Ведь еще пять лет назад никто и предположить не мог, что в Буинске состоится спектакль Сергея Безрукова. «Мои артисты пока смеются, когда я им говорю, что сюда еще приедет Аль Пачино. Но не конкретно его я имею в виду, а персону его уровня и масштаба. Мы поднимем этот фестиваль на международный уровень, он будет достаточно привлекательным. Меня деньги интересуют до тех пор, пока они мне нужны как топливо, для того, чтобы что-то делать. Нажива, накопление и статус – мне это не нужно. Просто я делаю свое дело, от этого получаю удовольствие. Я живу в этой местности, мне здесь каждая крапива дорога. За счет того, что люди приезжают, я развиваю свой родной край, свою деревню, где у меня все пропитано на клеточном уровне мной, и я пропитан этим», – признается художественный руководитель Буинского театра.

Фестиваль, по мнению Раиля, обязательно должен перерасти во что-то большое: «В духовно-оздоровительный процесс, в место, куда люди будут стремиться. В Индии проходят всеиндийские соревнования, миллионы людей за этим следят. На площади собирается по 100 тысяч и более народу, и люди спорят о Боге, обо всем. И человек, который получил 99.99% голосов – это Ошо. Даже Джавахарлал Неру признавался, что он, хотя и премьер-министр, управляющий целой страной, знает о мироустройстве меньше, чем Ошо. Край, в котором я сейчас живу и где проводится фестиваль, должен превратиться в своего рода Мекку, не только творческую, но и духовно-оздоровительную. Потому что времена не лучшие мы переживаем, когда онкология – это бизнес, и аптеки наживаются на наших болезнях. Если аптек больше, чем продуктовых магазинов, это значит, что общество больно. В Китае врачу платили, пока пациент был здоров. Когда мы разовьем необходимую инфраструктуру, театральное количество разовьется в метафизическое качество».

На вопрос, что будет дальше, мой собеседник ответил: «Фестиваль нам открывает двери в международное сообщество, открывает ворота в мир. Мы сами будем выезжать, других приглашаем, мы заявляем о себе. Следующий этап – это духовно-оздоровительная система для всей нации».

Фотографии Марины Усольцевой

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев